Кроме того, психолог может получить показатели психического состояния спортсменов в различные моменты тренировочного процесса и в соревнованиях, что также служит дополнительным материалом для углубленного изучения психологических особенностей спортсмена. Но, вступая в контакт с психологом, тренер должен помнить, что его требовательность не должна превышать возможности науки и конкретного ученого, пришедшего ему на помощь, памятуя о правиле, что каждый может дать не больше того, что он может.
Психолог дает грамотную интерпретацию полученных им данных, а тренер включает их в систему знаний о спортсмене с учетом задач спортивной деятельности. Провести тестирование может любой человек с минимальной (лаборантской) подготовкой. Дать верную интерпретацию может только профессиональный опытный психолог. Но, в конце концов, только тренеру решать, стоит ли и как использовать эти данные в своей работе. Лучше всего, когда данные тестирования дополняют данные наблюдений, сопоставляются между собой и с результатами деятельности, на основе его и делается окончательное заключение.
Психодиагностика в спорте, как и диагноз в любой другой отрасли, лишь начало дела. Практику спорта и в голову не придет, что этим можно ограничиться, как врачу не придет в голову установить диагноз, но не назначить лечения. Поэтому естественна его требовательность к любому специалисту, оказавшемуся рядом со спортсменом, — хоть чем-нибудь, но постарайся помочь спортсмену и тренеру в решении их задач.
Самая элементарная помощь — это рекомендация, совет, подсказка или просто даже сомнение, которое заставит задуматься, изменить отношение, решение, характер действий.
Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации предписывают определенный характер и последовательность восприятий, воспоминаний, размышлений, переживаний, действий, слов, взаимоотношений и т. д. При этом рекомендации имеют конкретный адресат и рассчитаны на определенные условия и определенное время.
|