В большинстве подвижных игр для детей дошкольного возраста бывает ведущая роль, в которой один или несколько детей проявляют себя интенсивнее, чем весь коллектив. Например, в игре «Кошки и мышки» двое детей исполняют главные роли, ребенок-«кошка» преследует ребенка-«мышку» до тех пор, пока не поймает ее. (Если кошка не в состоянии поймать мышку, нужно прервать игру и сменить детей.) В игре «Заяц без норы» действуют два или три ребенка. Они бегают между норками, ищут свой домик, но их все время преследуют. Остальные дети образуют круги-норки.
Выбор детей на главные роли не может быть случайным, стихийным. Он должен основываться на принципе обязательного выполнения всеми детьми главных ролей. Если игра длинная, этот принцип нельзя осуществить в один день, но дети чередуются на другой день при повторении игры. Воспитательница должна так разучить с детьми игру, чтобы и менее способные, менее активные могли выполнить любую роль.
Как поступить при выборе детей на главные роли? В новой игре, которая детям еще не знакома, главную роль обычно берет на себя воспитательница. Постепенно, с усвоением ребятами игры, она передает ведущую роль детям, сначала наиболее способным, чтобы игра протекала успешно. Детей очень шумных и недисциплинированных вначале выбирать на главные роли не следует. Нужно стремиться к тому, чтобы развивать положительные черты их характера и устранить отрицательные. Для недисциплинированных детей получение главной роли должно явиться наградой за хорошее поведение. Мы разрешаем им исполнять главную роль только тогда, когда улучшается их поведение.
После усвоения игры нужно позаботиться о том, чтобы и робкие, тихие дети исполняли главные роли. Выбирая детей на главную роль, мы должны учитывать их индивидуальные особенности как с точки зрения физического, так и умственного развития. Для разнообразия при распределении главных ролей можно пользоваться считалками. В детских считалках прелесть народного творчества, остроумие и юмор. Мы не удовлетворяемся знанием только одной считалочки, ищем местные, новые, до сих пор не известные, и обучаем им детей.
|