Сравнение действий гимнаста в опорных фазах при выполнении соскока с перекладины и сальто прогнувшись на полу убеждает нас в отсутствии сходства в этих фазах в данных двух упражнениях. В соскоке гимнаст, вращаясь относительно перекладины, сгибается в тазобедренных суставах, сообщая дополнительное количество движения ногам, а затем перераспределяет это количество движения на другие звенья тела, т. е. в конечном счете на общий центр тяжести (о. ц. т.) тела. При этом, чтобы выше вылетать, он использует еще и центробежную силу, которая создается при вращении вокруг перекладины. Дистальными звеньями тела (наиболее удаленными от опоры) являются ноги, а опорными — руки.
При выполнении акробатического прыжка все происходит наоборот. Получив определенную скорость поступательного и вращательного движения на предыдущем прыжке, гимнаст в момент опоры разгибается в тазобедренных суставах, поднимает плечи и руки, сообщая дополнительное количество движения рукам и частично плечевому поясу, а затем перераспределяет это количество движения на другие звенья тела, т. е. на о. ц. т. При этом он использует механизм стопора и отталкивается ногами. Дистальными звеньями тела являются руки, а опорными — ноги.
Таким образом, координация движений и действия в опорной фазе здесь различны. Поэтому сальто прогнувшись на полу не может служить подводящим упражнением при обучении опорной фазе сальто с перекладины.
Если проанализировать безопорные фазы этих упражнений, то, несмотря на некоторое отличие, заключающееся в основном в направлении поступательного движения (в первом случае гимнаст при выполнении сальто продвигается вперед, во втором — назад), мы увидим очень большое сходство. В сальто, выполняемом на полу с руками, поднятыми в стороны, сходство еще больше.
|