Из элементов, выполняемых на этом снаряде, с соответствующими акробатическими прыжками сходны упражнения типа сальто и сальто с поворотами (в упор, упор на руках и в соскок). Сходство с одноименными акробатическими прыжками наблюдается лишь в безопорном положении. В опорной части фазы основных действий ни о каком сходстве говорить не приходится.
Безопорная фаза в акробатических прыжках, а также различных сальто на брусьях и с брусьев имеет сходство. Значит, эти прыжки можно применять для ознакомления гимнастов с действиями в безопорной фазе (сальто назад прогнувшись и сальто вперед согнувшись с трамплина на поясе или со страховкой). Совершенно не обязательно добиваться самостоятельного выполнения, так как наиболее важные для акробатического прыжка действия выполняются в опорной фазе, которая резко отличается от аналогичной фазы в упражнениях на брусьях. С этой целью целесообразно применять те же подводящие упражнения, что и для обучения действиям в полете при изучении акробатических прыжков. Так, Виктор Чукарин при совершенствовании сальто прогнувшись на брусьях выполнял высокий прыжок на руки назад с перекатом в упор лежа. Аналогично поступают преподаватели акробатики. При обучении сальто прогнувшись занимающимся наряду с другими подводящими упражнениями дается прыжок на руки назад с перекатом в упор лежа на бедрах (переворот назад с перекатом) на возвышение из гимнастических матов.
Учитывая внешнее сходство сальто вперед в соскок с брусьев и сальто вперед согнувшись с трамплина, казалось бы, можно рекомендовать это акробатическое упражнение как подводящее к аналогичному соскоку с брусьев. Однако сходство наблюдается лишь в безопорной фазе. Решающие же действия выполняются в опорной части фазы основных действий. Поэтому сальто вперед согнувшись можно применять лишь для обучения действиям в безопорной фазе. Таким образом, сальто вперед на полу, по нашему мнению, не может применяться для обучения движениям, выполняемым в опорной фазе сальто вперед в соскок с брусьев. Сказанное подтверждается еще и следующими наблюдениями. Одни гимнасты быстро осваивают и отлично выполняют сальто вперед с брусьев, а этим прыжком на полу владеют недостаточно хорошо или не владеют вовсе, другие, наоборот, хорошо выполняют сальто вперед на полу и плохо с брусьев.
|