В связи с тем, что нельзя себе представить только местные изменения, лучше говорить даже не о преимущественно местном, а о преимущественно специальном действии упражнений. Не менее важный вопрос — это активность занимающегося лечебной физкультурой. Степень активности человека во время занятий зависит от характера сложной совокупности условнорефлекторных раздражителей, сигнализирующих о предстоящей работе. Научное изучение этих вопросов стало возможным благодаря созданию И. П. Павловым учения о первой и второй сигнальной системе. В частности, об этом следует помнить, применяя так называемые упражнения с помощью.
Недостаточная активность раненого легко превращает эти упражнения в пассивные движения, выполняемые целиком за счет посторонней помощи. Между тем при лечении переломов костей, особенно огнестрельных переломов, пассивные движения, как известно, обычно не дают сколько-нибудь положительного эффекта. Более того, они могут вместо пользы принести вред.
Далее, в практике работы по лечебной физкультуре во время Великой Отечественной войны было обращено внимание на неодинаковый объем движений в суставах поврежденной конечности у одного и того же раненого, в одно и то же время, в зависимости от того, какую амплитуду движений желательно было достигнуть: сделать движение максимальной амплитуды, достать какой-нибудь предмет и пр . {М. С. Лебединский, П. Я . Гальперин и др.). Изменения эффекта упражнений в зависимости от постановки задачи вызваны различным характером соответствующих речевых сигналов, меняющих функциональное состояние коры головного мозга, а тем самым и состояние всего организма. Создание положительных условнорефлекторных сдвигов в организме (а тем самым и соответствующего отношения к занятиям) являлось важной задачей воспитательной работы, проводимой с ранеными.
|