На сочинской Олимпиаде в составе сборной России 255 спортсменов. Это они бегают, прыгают, стреляют, могулят и фристайлят. Но кто сказал, что это только их Игры? По-моему, каждый из 140 миллионов соотечественников может сказать про Олимпиаду - «Моя!».
Ведь все эти катки, стрельбища, трамплины построены за бюджетные деньги - наши с вами налоги. И значит, мы - кто с радостью, а кто и против воли - спонсоры этого праздника спорта. А еще мы болельщики: не удивлюсь, если окажется, что произвольную программу женщин-фигуристок смотрело пол-России. Мы одна команда: спортсмены выкладываются на стадионах, болельщики «умирают» у экранов домашних плазм и в спортбарах. Так что, коллеги, позвольте поделиться субъективными заметками «вашего олимпийского спецкора у телевизора».
Сначала о самом главном: сочинские Игры - самые нескандальные за последние едва ли не полвека. Не согласны? Скажете, а как же незасчитанный американским судьей наш гол в ворота тех же американцев?! Ну, во-первых, это было давно. А во-вторых, неправда - гол-то не был засчитан по правилам. А что судил игру американец…
Так кто виноват, что со всеми ведущими хоккейными державами мы когда-то воевали или громили их на ледовых аренах - там у каждого на наших зуб имеется гигантских размеров. Выходом было бы назначение на матчи нейтрального судьи, например, из Нигерии, тут, надо признать, организаторы дали промашку - не подготовили африканского судью заблаговременно.
Если серьезно, то, говоря об отсутствии скандалов, я имею в виду борьбу с допингом. Помните, сколько было схваченных за руку жуликов от большого спорта четыре года назад в Ванкувере? Теперь - тишина. И можно надеяться, что все медали сейчас - честные.
Кстати, о медалях. Точнее - о медальном зачете, который официально запрещен, а неофициально каждый про себя и вслух их поштучно считает. Так вот, в Ванкувере Россия по медалям заняла позорное 11-е место: 3 «золота», 5 «серебра» и 7 «бронзы». На утро пятницы, когда пишутся эти заметки, у наших было 7 «золотых» медалей, 9 «серебряных» и 7 «бронзовых» - всего 23 штучки. Мы были четвертыми в «золотом» зачете и вторыми в «общемедальном». Согласитесь, приятно и даже неожиданно.
Неожиданно и то, что наши «золотоискатели» отличились в тех спортивных дисциплинах, которые у нас на Родине все еще в новинку: шорт-трек, скелетон, сноуборд. В «традиционных» для России видах гордиться собой могут разве что фигуристы - у них 3 «золота» и по одному «серебру» и «бронзе».
Бледно и даже позорно смотрятся наши в «исконно-посконных» лыжах (2 «серебра»), коньках («серебро» и «бронза»), биатлоне («серебро» и «бронза»). И здесь привычная отмазка - «не попали в мазь» - не поможет, кому-то придется ответить на вопросы про бездарно и безрезультатно потраченные народно-государственные денежки. Их, кстати, по словам министра спорта Виталия Мутко, на зимние виды мы тратим по 1,9 миллиарда рублей в год.
«Мы гражданство даем только иностранцам - призерам Олимпиад и чемпионатов мира, у тебя медали есть? Нет? Отдыхай!»
И первый вопрос, на который придется отвечать руководителям биатлона, задается уже вторую Олимпиаду подряд. И в Ванкувере, и в Сочи женский спринт выиграла «словачка» Анастасия Кузьмина (в российском девичестве Шипулина), когда-то признанная на Родине «неперспективной» и сменившая гражданство. Занятно, что ее родной брат Антон Шипулин в Сочи добежал-дострелял в том же спринте, только в мужском, лишь до «деревянной» медали - занял обидное 4-е место.
Впрочем, если смотреть в паспорт нашим олимпийским чемпионам, обнаруживаешь удивительные вещи. У четырех из семи российских «золотых» медалей иностранные корни. Татьяна Волосожар, вместе с Максимом Траньковым взявшая «золото» в парном катании и на пару с ним же приложившая руки и ноги (и какие ноги!) к победе в командных соревнованиях, еще четыре года назад выступала за Украину.
Наш «золотой» шорт-трекист Виктор Ан три года назад был корейцем Ан Хён Су. О чем вспоминать даже неловко: ведь это Витя во время награждения подпевал нашему гимну. Представляете, он знает его слова! А вы?
Еще один наш нежданный-негаданный «Клондайк» - очередной Витя - Виктор Уайлд, чудо-сноубордист. Там история, достойная голливудского блокбастера. Катался себе американец Вик с горок и очень был недоволен, что спортивные чиновники не хотят подогнать ему достойных спонсоров, дабы он мог, не отвлекаясь на мысли о хлебе насущном, оттачивать спортивное мастерство.
И так его все достало, что он решил стать россиянином. А наши чиновники ему от ворот поворот: «Мы гражданство даем только иностранцам - призерам Олимпиад и чемпионатов мира, у тебя медали есть? Нет? Отдыхай!» Так и маялся бы неприкаянный Вик, пропадал бы в бездушной Америке.
Но встретилась ему на соревнованиях краса-девица, уроженка Новосибирска и по совместительству сноубордистка Алена Заварзина. И случилась между молодыми людьми любовь. А она, любовь, ведь окрыляет. Так что после свадьбы спортивное мастерство Алены и Вити взлетело до небес, она взяла в Сочи «бронзу», Витя - «золото».
У знаменитого футболиста Рууда Гуллита мама была голландкой, а отец - суринамцем. Наблюдая за его игрой, 25 лет назад восхищенный комментатор Владимир Перетурин выдал в прямой эфир: «Побольше бы нам таких отцов из Суринама!» А мы теперь можем добавить: «…и таких Аленушек из Новосибирска!»
Наших футболистов, баскетболистов и, извините за выражение, хоккеистов, выступающих за зарубежные клубы, принято именовать легионерами. К спортсменам, меняющим паспорта и страны, применимо другое слово - ландскнехты, были в позднем Средневековье такие солдаты-профи (в основном немцы и швейцарцы), что за звонкие деньги готовы были служить кому угодно, а часто не по разу меняли сторону по ходу одной войны.
Спортсменов-ландскнехтов можно понять: их век короток, надо успеть заработать - и имя, и деньги на хворую старость. Чиновников, привечающих классных наемников, тоже можно понять: результат - достойный - на домашних Играх нужен кровь из носу.
Другое дело средний россиянин. Хочешь отдать сына или дочь в то же фигурное катание? Готовься платить и платить: за коньки, костюмы, за лед, тренеру, за поездки на турниры. А «на выходе» - дважды «золотая» украино-россиянка Татьяна Волосожар. А ты с дочкой смотри Олимпиаду по телевизору.
Кстати, о телевидении. Как вы думаете, кто из россиян завоевал главную «золотую» медаль? Мне кажется, Константин Львович Эрнст. Сочинским Играм отдал все: лучшее эфирное время и лучшие силы - олимпийскую вахту несут даже шутник Иван Ургант и пустьговорун Андрей Малахов.
Что уж говорить о рядовых ТВ - корреспондентах и комментаторах. Всю среду, накануне хоккейного четвертьфинала с финнами, эти патриотические ребята долдонили одно и то же: «Вчера наша ледовая дружина разгромила норвежцев!» Ага. Разгромила - за две минуты до конца матча счет был поистине разгромный - 2:0.
За пять сочинских матчей наши ледовые чудо-богатыри забили ворогам 13 шайб - меньше трех за игру. И это все, что я могу сказать за олимпийский хоккей. Остальное написал ровно четыре года назад в заметках с заголовком «Рус не играет в хоккей?». Стабильность, как известно, признак мастерства. Или его отсутствия.
Впрочем, я знаю, как нам выиграть в хоккей на следующей Олимпиаде. Давайте «Красу России-2014» отправим за счет министерства спорта в Канаду. Пусть сотрудники посольства познакомят ее с Сидни Кросби, он же холост. Дальше дело техники. И через четыре года Сидни Троевич споет в Корее «Славься, Отечество!». Ей-богу, это самый надежный способ.
|