— Если вернуться в детство, вспомню Олимпиаду 1964 года, после нее я попал на встречу со Львом Кассилем. Великий советский писатель прекрасно передал дух олимпизма. Тот был очень высок. Факел там вроде бы нес конькобежец, но он поскользнулся, и этот момент вырезали по единогласному решению всех телекомпаний мира, чтобы не омрачать праздник. В свете всех событий, причем не только одной этой Олимпиады, а вообще спорта, буйство вокруг сборной РФ вызывает грустные мысли — и праздника никакого нет.
В плане легкой атлетики интерес будет уже точно нивелирован. Это изначально то же самое, что в Москве-1980 и Лос-Анджелесе четырьмя годами позже. В первом случае пропаганда была отличная (мол, мы выиграли «в одну калитку»), но ощущение однобокости и ущербности осталось как осадок. Во втором было не лучше. Вспоминаю своего товарища Ивана Левина, гандболиста; его, увы, уже с нами нет. По физическим данным он, может быть, в чем-то и уступал на позиции правого крайнего своим товарищам, но за счет трудолюбия пробился в состав сборной. У меня дома есть раритетная книжка: состав команды СССР на Игры 1984 года, выпущенная Олимпийским комитетом, там есть его фамилия. Позднее мы с Ваней встретились. Так вот, настроение его в 1984 году было таким: жизнь закончилась!
Перенося ту историю на современных наших спортсменок, зная, какой объем работы они проделали, когда на сборах в Сочи их выворачивало от нагрузок, я переживаю за каждую отдельно. А они пахали! И моих любимиц на команду с учетом запасной — едва ли не 10 детей. Они жертвуют многим, дети без мамочек растут, но они стремятся на Олимпиаду попасть, а тем временем «дяди» играют в политику…
Только что был на турнире в Нидерландах со сборной. Услышал от местного руководства: «У нас траву курить можно, но это же автоматом не означает, что вся национальная команда под кайфом выступает!» Принцип коллективной ответственности — это несправедливо и преступно в общечеловеческом масштабе. Но виды спорта бывают разные — потенциально допингоопасные или такой, как наш: у ИГФ претензий к России нет — это недавние слова президента Хассана Мустафы. Мы любой контакт с ИГФ используем.
Так что пойми: самоизоляция контрпродуктивна. Любые личные контакты, встречи в спорте — важны. Сам прекрасно знаешь об этом, поработав на Играх. Точку зрения наших чистых спортсменов должна обозначить и пресса. Трезвонить о ней на каждом углу. Нам обидно, да, мы — Россия, затюканная мировым сообществом. Но если мы никуда не денемся и не уйдем в изоляцию, тогда рано или поздно все восстановится.
Уникальная ситуация: NBA, NHL и еще три популярные в Штатах коммерческие ассоциации по видам спорта не особо, мягко говоря, считаются с WADA и USADA. И интересно наблюдать, как две последние рубят сук, на котором сидят.
|