Настоящий друг «МК», большой автогонщик и победитель в мотокроссе, легенда клуба ЦСКА Олег Ильич Трегубов сегодня празднует юбилей. Да если бы его жизнь была посвящена только спорту моторов! Он прекрасный стоматолог. Музыкант, который во многом благодаря этому держит компанию ветеранов спорта вместе. И во время нашего разговора накануне праздничной даты я понял: чтобы претендовать на долголетие, нужно жить именно так.
Мы знакомы уже 15 лет, но в разговоре с Олегом Трегубовым я порой теряю разницу в возрасте, а она ведь, по идее, велика. Что ни фраза — афоризм, который можно публиковать. В личном разговоре: «Если проблемы, ребенка в садик поможем устроить. Зубы болят — я решу». Это 3-кратный чемпион страны, 13-кратный чемпион Москвы по картингу. Человек с трудной судьбой, сознательная жизнь которого началась с той самой войны. Выжить, прийти в себя и стать чемпионом в спорте высших достижений дано не каждому. А он смог. Мы начали разговор не с обсуждения бездорожья мотокросса или картинговых трасс, а с воспоминаний детства.
— Жили мы практически на площади трех вокзалов. Моя мама работала бухгалтером, отец — прорабом. Мне не было еще 6 лет, а сестре-то и подавно 3 месяца, когда началась война. Отец ушел на фронт сапером, а мы остались втроем и познали, что такое голод. И помню, как во время воздушных тревог бежали на станцию «Комсомольская». Сестра на руках, а я держусь за мамину юбку, чтобы не потеряться… Однажды, когда мы не успели, увидел картину: три прожектора, скрестив лучи, вели немецкий самолет. И один из снарядов попал в него: он задымился и пошел на снижение. Потом мать получила извещение: отец пропал. Либо погиб, либо сгинул куда-то. Позже я понял, что она пережила. Потом я узнал, что папа воевал на Ленинградском фронте, был ранен, контужен и попал в плен. В итоге — концлагерь, 2 года и 7 месяцев. В конце этого кошмара он совершил побег с тремя товарищами — скитались по Германии три недели по лесам. И были освобождены войсками союзников. По шоссе двигался танк со звездой, но это был американский. Они выбежали навстречу. Люк открылся, оттуда показался афроамериканский парень…
9 мая 1945 года: салют, ликование, слезы, поцелуи. И затем появляется отец. Худой, изможденный. Потом начался кошмар — вызывали в военкомат, в особый отдел: «Почему партбилет не сохранили?..» Они держались стойко: у всех дети, их оставили в покое. Отец затем привез откуда-то мотоцикл, назывался «Красный Октябрь». Еще довоенный. Но он был без мотора. Мы с друзьями приладили к нему мотор от... автопилы. Гоняли по площади этих самых трех вокзалов, оглушали всех ревом, за нами гонялась милиция…
В 16 лет я уже поступил в клуб юных автомобилистов. Я получил права, там был замечательный тренер Николай Плащенков. Наша команда выиграла кроссы имени Чкалова, чемпионаты Москвы и другие соревнования.
В 1953 году, как вы знаете, умер Сталин. И даже мы пытались прорваться туда. Но была страшная давка: дальше Трубной площади мы не попали.
Но теперь вернусь к спорту. Когда мне исполнилось 18 лет, я уже был в «Спартаке», где были Павел Баранов, Николай Шумилкин и другие заслуженные мастера. Потом «Спартак» закрыли, я оказался в «Буревестнике». Там были чемпионы СССР Борис Панферов, Николай Михайлов... Наша команда была одной из сильнейших в Москве. На втором этаже над нашим клубом жил легендарный Валерий Брумель, рекордсмен мира по легкой атлетике. Директор клуба запрещал нам, чтобы мы его уговорили кататься. Он сказал, что выгонит за такое сразу.
В 1960 году меня включили в сборную страны в классе 125 кубических сантиметров. После этого меня и Панферова отправили в школу тренеров при Институте физкультуры, на улице Казакова. Потом я стал тренером мотосекции МГУ. В нашем клубе были велогонщики: увидев, как я цилиндр пилю бормашинкой, спросили: «А не пойти ли тебе учиться на дантиста?..» Я последовал их совету. В 1965 году я получил серьезную травму на мотоцикле и решил оставить мотоспорт, поскольку это было несовместимо с новой профессией.
Стал появляться картинг. Мне приходилось садиться в этот карт, регулировать двигатель. И я в страшном сне не мог представить, что займусь спортом на этой «жуткой» тележке. Но в 1974 году кто-то из гонщиков заболел, и меня попросили его заменить. Опыт мотогонщика помог. В 1974 году я первый раз выиграл чемпионат СССР, потом повторил достижение. Так мне дали спортивную кличку Доктор…
В 1981 году я выиграл вновь. Обязан этой победе сотрудничеству со своим другом Владимиром Лаврентьевым — он известный мотогонщик из ЦСКА. И последний раз я стал чемпионом Москвы в возрасте 66 лет.
В 1992 году я решил оставить этот вид спорта, а потом вдруг поехал в Курск и на местной трассе занял 3-е место! Потом возобновил занятия мотокроссом — в 2007 году выиграл ветеранский Кубок России. Последнее время гоняюсь в картинге тоже. В Марьине в 2004-м побеждал на ветеранских, недавно была гонка бывших членов сборной СССР, а на соревнованиях в честь 70-летия Победы я выиграл.
С 2000 года я выступаю за ЦСКА в своей возрастной группе. Каждый последний четверг месяца мы собираемся вместе. Обсудить все, да и просто увидеться. Проблемы мотоспорта… Команда наша была в авангарде. Сейчас она возрождается. И этому помогают первый чемпион мира по мотокроссу Виктор Арбеков, 7-кратный лучший на планете в ледовом спидвее Сергей Тарабанько, 2-кратный чемпион мира Виталий Русских и многократный чемпион СССР Борис Юдин. Да всех и не перечислишь! Ими можно гордиться.
В 2003 году ради меня учредили Кубок Олега Трегубова. Переходящий приз.
А музыка — это моя отдельная тема. Я в 18 лет увлекся джазом. Слушал приемник на коротких волнах. Очень увлекла игра Луи Армстронга. Купил трубу — и, знаешь, что-то стало получаться. Когда я достиг прогресса, стали приглашать играть. С профессионалами: Сергеем Березиным из «Самоцветов» — песня «Снег кружится», помните?.. А сестра Маргарита у меня так и работает в ансамбле «Березка». Директор ансамбля. Музыка помогает. У любого гонщика развито чувство ритма. Когда подходишь к повороту, ты, как в музыке, отсчитываешь и знаешь, сколько секунд до того, как надо нажать педаль тормоза, а затем — как начинать разгоняться. Чувство такта. Я этого не осознаю, это все на автомате.
_ _ _
— У вас столько талантов. Когда успеваете?
— Давно была у меня пациентка Ирина. Она мне на банкете, помню, налила граненый стакан и сказала: «Ты такой же многогранный». Я, помню, опаздывал на смену на час или два. На меня больные жаловались, но главврач был моим болельщиком. Он все мне прощал. И вечером я не стремился уходить рано.
— Если начинать вдумываться, что ты делаешь на трассе...
— Дима... Ты будешь улетать на поворотах. Достаточно посмотреть «Формулу-1»: гонщик не думает, что он делает. Это на подкорке все работает! Большинство из них вышли из картинга, а кто нет — не показывает результатов. Даниил Квят — из наших: он еще свое возьмет. Он молодчина.
— Что бы вы хотели себе пожелать в день юбилея?
— Да оставаться таким, как есть. Это если коротко. Держать марку. Как Леонид Утесов: выглядеть не на 80, а на 79 с половиной. Раньше я скрывал возраст, но у меня генетическая предрасположенность к долгой жизни. Родители прожили долго.
Хочу пожелать удачи своей команде ЦСКА. Я надеюсь, что нас оставят в покое, прекратят попытки отобрать у нас этот единственный гараж, офис, место встреч. Если и это отберут — это нанесет непоправимый удар по мотоспорту!
— Несмотря на кажущуюся простоту, у машины под названием «карт» нет амортизации и дифференциала. К этому очень сложно привыкать…
— Да у меня и не сразу получалось! Вообще ничего сразу не получается. У меня был отличный мотор, мощность, но меня крутит. И и понял: надо переучиться. Сейчас можно работать с двумя педалями, входить в управляемый занос, если это помогает прохождению поворота. А вообще, картинг — это не просто средство подготовки к большим сериям. Это самостоятельный вид спорта. И вряд ли он уступает другим автомобильным дисциплинам. Нас снабжал ДОСААФ в свое время. Но техника дорогая: все зависит от кошелька родителей. Это обидно, спорт не совсем массовый. Ни в одного таланта вкладывать просто так не будут. Государственной поддержки нет. А жаль! Российские пилоты способны на самые большие успехи, я в них верю.
МЕЖДУ ТЕМ
Даниил Квят из команды «Формулы-1» Red Bull поздравил как Олега Трегубова с юбилеем, так и всех российских любителей автоспорта. У нас впервые в истории — второе место в исполнении Дани. Это произошло на специфическом автодроме «Хунгароринг» под Будапештом, но это не умаляет заслуг уфимского самородка. Обогнать нашего лучшего гонщика смог лишь 4-кратный чемпион мира немец Себастиан Феттель. Подробности — завтра в «МК».
|