Содержание:
Насколько тяжело быть победителем вопреки складывающимся обстоятельствам? Невероятно трудно. Но возможно ли это? Конечно! Доказательством тому являются многие гонщики нового поколения. Одним из таких является студент факультета международных отношений в МИД России, 17-летний Аркадий Иллерицкий, участвующий во взрослых гонках в составе команды Московского государственного университета леса (МГУЛ).
Фото из личного архива.
«МК» взял интервью у молодого, и не по годам рассудительного, спортсмена. Также мы поговорили о его младшем брате — 8-летнем Станиславе, который тоже решил стать гонщиком и уже участвует в классе «мини-багги» (и даже побеждает).
- Мы занимаемся автоспортом, автокроссом, ралли-кроссом, а еще трековыми (зимними) гонками», - говорит Аркадий. - Сейчас я участвую в Кубке России. Это соревнование делится на восемь этапов. По результатам всех этапов выявляется определенный лидер в рейтинговой таблице. Гонки в этом классе проходят по всей России. Всего во взрослом классе участвуют порядка 100 человек.
- А с какого возраста разрешается выступать во взрослом классе?
- Официально – с 18-ти лет. Но в 2011 году я стал обладателем Кубка России в юношеском классе и Российская автомобильная Федерация (РАФ - «МК») мне официально разрешила перейти в следующий возрастной класс. Что касается моего брата, то он участвует в детском классе (от 8 до 12 лет).
- Не создает ли спорт какие-то проблемы в повседневной жизни? В учебе, например?
- Учебе это не мешает. Гонки идут по выходным. Хотя, некоторые соревнования проходят далеко, и дорога до места событий занимает больше одного дня. Но в целом, все можно наверстать.
- За здоровье не опасаетесь? Наверняка в гонке можно получить травму?
- Конечно, всякое случается. Руль надо держать крепко, потому, что у нас нет гидроусилителя. Если не удержишь — он может «вылететь» из рук. Происходит это, скажем, на повороте, когда соперник влетает в колесо. Тут дело может дойти до сотрясения мозга и даже перелома запястья. Но в принципе, автомобили подготовлены для любых ситуаций. Хотя за оснащение приходится платить самому, а это бывает для многих довольно накладно.
В этот момент в разговор вежливо вмешалась мама Аркадия и Станислава, по совместительству, менеджер команды, Светлана:
- Накладно становится даже не оснащение автомобиля, а амуниция гонщика. Без полной комплектации до соревнований не допустят. Для этого нужны фирменный несгораемый комбинезон (не горит 40 секунд), шлем и белье, вплоть до носков. У детей все также, иначе допуска до гонок не дадут. Все должно быть со знаком качества FIA (Международная автомобильная федерация - «МК»). И однажды был случай, когда, все это действительно пригодилось. Это произошло на гонке в Курске. Тогда Аркаша показывал лучшее время по прохождению круга и шел на рекорд. Но тут колесо попало в выемку, и автомобиль сделал переворот вокруг своей оси. В итоге во всех плоскостях машина стала буквально никакая. Самое интересное, что я в этот момент за гонкой даже не следила. Это была только квалификация. Но стоило мне случайно повернуться, как я тут же поняла, что автомобиль, в котором за рулем сидит мой ребенок, летит. У меня истерика, я бросила все, что было в руках, понеслась к машине, поняла, что он никак не может вылезти. Когда же это, наконец, произошло, его тут же повели в Скорую помощь. Я быстро туда, и тут слышу крик: «Мама, со мной все в порядке!» Отлегло. Потом уже на видео мы заметили, что во время аварии у автомобиля вспыхнул мотор, возникло пламя. Комбинезон оказался весьма кстати. Потом Аркаше дали приз за то, что он прошел круг за рекордное время, а также набор посуды за самый красивый переворот.
Тут слово вновь взял Аркадий:
- Да, за подобные проступки на дорогах дают чайник — обычный электрический. Стоит он у тебя на кухне, ты взглянешь на него — и вспоминаешь о том, что случилось на дороге... А вообще, в машине зачастую не понимаешь, что происходит. Самое страшное, что я увидел огонь перед собой, когда лежал уже на боку. Вылезти не мог, потому что стекло тяжелое, изнутри его тяжело выбить. Тем не менее, мне помогли снаружи, и я вылез. Больше всего меня напугал даже не переворот, а огонь. Только потом я осознал, что именно произошло.
- А чем занимаются тренеры? Наверное, их задача научить гонщика, чтобы подобных ситуаций было как можно меньше на дороге?
- В нашем деле важны тренер и механик. Тренером у команды МГУЛ является Михаил Басов, а механика зовут Владимир Банов. Они подготавливают автомобиль к соревнованию. Также они рассказывают нам о том, что в каких случаях делать на дороге. Они нас уже давно учат: меня с 15 лет, а брата с семи. Все, что они умеют, вкладывают в нас — объясняют правильность прохождения поворотов, переключение передач. Да-да. В гоночных «восьмерках» в переключении коробки передач все не так просто, как в гражданском автомобиле. Есть и другие специфические моменты. Как держать руль, какой радиус поворота взять, как на этот поворот заходить - все это они нам объясняют.
Никто в стране не хочет помогать автоспорту
- Насколько нам известно, ситуация в российском автоспорте сейчас далека от идеальной. Если в советское время этим занимались многие организации, такие как ДОСААФ, то сейчас он живет только за счет энтузиастов. А значит, получить звание Мастер спорта международного уровня становится практически невозможно?
- Этот спорт развит во всем мире. Получить звание Мастера спорта международного уровня реально. Но для этого нужно выступать за границей. А это могут себе позволить очень мало гонщиков. Проблема — финансовая.
- То есть, ездить на соревнования приходится за счет своих средств?
- Да. Никто в стране, кроме нескольких регионов, этим заниматься не хочет, вот в чем проблема. Хотя желающие поучаствовать в гонках есть. Надо расти и достигать европейского уровня. А он там - совсем другой, тем не менее, как показывает практика, наши спортсмены могут показывать там класс. Тимур Тамерзянов - гонщик из Казани - тому пример. Там, кстати, как и на Урале, к автоспорту более пристальное внимание, чем в центральном регионе.
- А как с этим обстоят дела в Европе?
- У соревнований и у отдельных гонщиков есть свои спонсоры. Там из этого сделана настоящая система.
- Позвольте немного меркантильный вопрос: каковы призовые фонды на гонках в России?
- Тут деление неоднозначное. Наиболее развитый регион нашей страны, как мы уже говорили — Татарстан. Там за первое место дают 100 тысяч рублей на этапе Кубка России. В то же время, в городе Тольятти, где находится «Автоваз», где хорошая трасса и гонки там популярны, мне за первое место дали кроме кубка и медалей... несколько бутылок Кваса и настенные часы.
- То есть, в России мероприятие получается не прибыльным для автогонщика?
- Получается, что так, - говорит мама Аркадия. - В советское время, конечно, все было по-другому. Тогда за победу в гонках давали новый гражданский автомобиль. А вот сейчас, став чемпионом России в 2011 году, мы получили только кубок, медаль, грамоту и звание кандидата в Мастера спорта.
- Знаю, зато, что в Тюмени сейчас возрождают автоспорт. В прошлом году, например, там за победу давали машины и скутеры. Если говорить о заработке, то найти его можно только в обеспечении спортсменов, то есть, постройке автомобилей. Как правило, на заказ.
«Формулу-1» по телевизору смотреть неинтересно
- Как стать мастером спорта?
- Надо попасть в тройку по итогам всех этапов. И если я попаду в тройку, то стану Мастером спорта. Пока что, правда, максимум для меня было — пятое место.
- Но в 17 лет вы уже во взрослом классе. Если так, то значит вы очень перспективный спортсмен? А у Стаса тоже есть задатки? Одна семья, все-таки.
- В этом году Стас выехал на первенство России. В принципе у него все получается, - рассказывает Светлана. - У нас было два призовых этапа, в городе Калининец и Истре.
- Какие скорости в этом спорте?
- Километров до 70-ти в час у Стаса. А у меня примерно 140 километров в час.
- Как относитесь к «Формуле-1»?
- Если честно, «Формулу-1» неинтересно смотреть по телевизору. К тому же, мне скорее, ближе ралли. Там гравий, заносы. Просто считается, что ничего престижнее, чем «Формула» на свете нет. Но это немного разные дисциплины. В «Формуле» сначала идет картинг, а у нас сначала ралли.
- Хотите ли сделать что-нибудь для того, чтобы население России больше занималось автоспортом?
- Ну, детский автоспорт, на самом деле, развивается. Что касается взрослых, то, на самом деле, заниматься автоспортом хотят очень много людей. Есть же различные любительские соревнования. Просто мало кто знает об этом виде спорта. Возможно, если бы о нем было распространено больше информации, была бы реклама и больше организаций занимались бы этим видом, то прогресс автоспорта в России оказался огромным. Пока что, все только на общественных началах. Нужно финансирование, а желание у всех есть. Ведь большинство людей имеют автомобили и хотят показать свои навыки вождения.
|