В Сочи была настоящая олимпийская сказка. Для спортсменов, болельщиков, журналистов. В понедельник мы услышим доклад Ричарда Макларена о допинговых нарушениях в Сочи-2014. Проедут по нашей сказке катком. Если у кого-то есть в этом сомнения, то он даже не оптимист, просто не от мира сего. А в мире этом все просто: есть законы жанра. Всю душу они уже из нашего спорта вынули, осталось лишь узаконить сделанное. К черным понедельникам (вторникам, пятницам) спортивной России уже не привыкать. Но нынешний может стать черным для мирового олимпийского движения.
Трэвис Тайгарт, руководитель антидопингового агентства США (USADA) призывает бороться за чистоту спорта. Молодец. Делает это, правда, своеобразно - озвучивает свои выводы после доклада Макларена о нарушениях в Сочи-2014 …накануне доклада. Мы, как и весь мир, услышим его в понедельник в четыре часа дня. И Тайгарт, как и президент МОКа Томас Бах, услышит его в это же время. Провидец. Или из группы сценаристов.
Но это ведь ерунда же, правда? Какая разница, когда услышишь. И Тайгарт пишет письмо в МОК с просьбой отстранить Россию от Олимпийских, а заодно и Паралимпийских игр. Это уже новое слово, но вполне понятное: к чему эта Россия вообще в Бразилии? Флаг ее, гимн? У правдолюба из USADA ведь есть веские основания: результаты расследования независимой комиссии под руководством Ричарда Макларена. Да, не оглашены, а разве это кого-то, кроме нас, смущает?
В общем-то, и нас не смущает. Потому что другого развития событий и быть не могло. И ничего нового не случилось. Как в театре – взял паузу, держи, так и в обвинениях: начал атаку, атакуй.
Что говорит в письме Тайгарт? Независимое расследование «подтвердило шокирующую картину долговременной системы поощрения властями применения допинга и вмешательства в антидопинговые процессы. Доказательства включают в себя намеренный подрыв антидопинговой работы на Олимпиаде-2014 в Сочи, множестве других соревнованиях, и систематическое вмешательство в сбор допинг-проб российских спортсменов на протяжении многих лет… Отчет Макларена подтверждает, что эта деятельность велась под руководством Министерства спорта и при содействии российских спецслужб. При этом Россия намеренно нарушила фундаментальные принципы олимпийского движения, Олимпийской хартии и кодекс этики ВАДА… В связи со скорым стартом Олимпийских игр мы настоятельно просим МОК не позднее 26 июля 2016 принять меры и подтвердить, что Россия, ее Олимпийский и Паралимпийский комитеты, а также все российские спортивные федерации, не примут участия в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро».
Основной свидетель в докладе Макларена, как известно, Григорий Родченков. Бывший руководитель Московского антидопингового центра. Не такой уж сумасшедший, каким нам бы хотелось его видеть. Он еще в мае рассказал The New York Times, что знает - в России существует государственная допинговая программа. И знает, кто и что принимал. И о том, как лично подменял пробы и разработал коктейль для будущих чемпионов.
Эпистолярный жанр – заразная штука. Родченков тоже писал письмо в МОК и ВАДА, в котором обещал предоставить доказательства своим словам.
«Именно я, доктор Родченков, а также другие люди, помогали The New York Times в их расследовании. Помогли выяснить, что российское правительство заменяло «грязные» допинг-пробы со стероидами на «чистые», что является самой большой махинацией в спорте за всю историю. Это означает, что подобные действия может произвести любая другая страна-хозяйка Олимпийских игр. Более того, это значит, что вся антидопинговая система WADA является недействительной. Другими словами – это провал.
В случае с Россией, «чистые» допинг-пробы отправлялись в Лозанну. Только я, доктор Родченков, могу определить, какие именно пробы были подменены. И только мы с режиссером Брайаном Фогелем имеем информацию, которая может подтвердить факт подмены. Эти пробы должны быть немедленно протестированы повторно.
Перепроверка проб должна осуществляться только квалифицированным персоналом в присутствии доктора Родченкова. Весь процесс должен быть снят на камеру группой Брайана Фогеля. Это докажет, что весь процесс перепроверки был чист и прозрачен».
Можно смеяться, кому еще смешно. Но, наверное, режиссер Фогель доволен съемкой. В любом случае перепроверки.
Докладчик Макларен тоже должен быть доволен уже сейчас. Мир ждет его доклад. Мир разогрет. И ожиданием, и предварительными словами Макларена о том, что информация Родченкова заслуживает доверия.
Томас Бах смеется, когда его называют другом Владимира Путина. Но те, кто называет, делают это каждый раз сознательно. Никто сегодня не знает, что новому напору обвинений (а они могут носить, как и прежде, достаточно эмоциональный характер, без особых доказательств), сможет противопоставить Томас Бах.
Именно президент МОК за все сейчас в ответе. За прошлое, настоящее и будущее олимпийского движения. Пока Бах пытался сохранить некий нейтралитет. Он даже заявил, что скандал с заявлениями Родченкова не должен сказаться на представителях летних видов спорта.
«Это очевидно, что мы не можем наказывать бадминтониста за нарушение правил со стороны официальных лиц или директоров лабораторий во время зимних Игр. Мы должны принимать решения, основанные на фактах, найти правильный баланс между коллективной ответственностью и индивидуальной справедливостью. Право на индивидуальную справедливость имеет каждый спортсмен мира».
Правда, до бадминтонистов дело еще не дошло. А вот легкоатлеты России (из 68 человек право на выступление в индивидуальном порядке получила лишь Дарья Клишина), это право уже на себе испытали.
«Что касается заявлений Родченкова, нам нужно их изучить, посмотреть, какие будут доказательства. Если будут выявлены нарушения правил, антидопинговые манипуляции, мы примем необходимые меры».
Какие меры могут быть необходимыми, каждый додумывает сам. Трэвис Тайгарт пошел на опережение и обнародовал самые радикальные. И, конечно, он уже не одинок и будет обрастать сторонниками еще больше. Накануне доклада уже 10 антидопинговых агентств присоединились к к требованиям об отстранении России от Игр – помимо США, еще и Германия, Испания, Япония, Швейцария, Канада… Есть еще и два десятка групп спортсменов. Этот список соберет множество лайков.
Вы ловите себя на том, что все это уже буквально обрыдло? Изрыгаете проклятия и хотите только одного, чтобы это все закончилось – прости, российский спорт! – даже не важно, как? Вы не одиноки. Именно так и рождаются идеи «бойкота». Но ведь и они заложены в сценариях: не снаружи взорвать ситуацию, так изнутри.
А немецкий журналист Хайо Зеппельт говорит, что из разговоров с хорошо информированными людьми у него сложилось впечатление, что большая часть обвинений Родченкова верна. И что давление, которое может быть оказано на Международный олимпийский комитет, заставит Томаса Баха приступить к действиям.
«Он находится в такой ловушке, в которой не был с самого начала своей деятельности в качестве президента МОК. Когда дело доходит до организованного вмешательства в целостность спорта, нельзя вести речь об индивидуальной ответственности. Если власти страны реально вмешивались в ход спортивных событий, то меры должны быть радикальными».
Томас Бах – хороший мужик. И профессионал хороший. И, наверное, уже сегодня он знает, что ему делать. Как сохранить собственное лицо и олимпийское движение.
Если есть люди в России, которые знают, как сохранить лицо страны, значит, есть надежда на участие в ближайших Олимпийских играх.
|