В новогодние праздники для поклонников спорта начинается довольно скучная жизнь. Но спортивные события все равно есть: «Турне четырех трамплинов», «Тур де ски», молодежный чемпионат мира по хоккею. Но есть одно соревнование, которое притягивает миллионы людей со всего света. Это магический «Дакар». Самая раскрученная многодневная автогонка по бездорожью, выдержать которую под силу не всем. Несколько лет назад оргкомитет ралли-рейда, вынужденный сменить Северную Африку на Южную Америку из-за террористических угроз, не отказался от самого бренда «Дакар». Иначе бы пришлось столкнуться с потерей миллионов телезрителей и рекламодателей. Но самому каравану стало куда труднее.
Африканский «Дакар» ассоциировался с пустыней Сахара и саванной. Американский — с Андами и пустыней Атакама, самым засушливым местом на планете. Нужно самому увидеть, чтобы убедиться. Пустыня - это не ровный ковер из песочка наподобие пляжа. Это многометровые барханы и коварные каменные гряды, спрятанные за холмами. Недаром ралли-марафон ежегодно пополняет список жертв среди водителей, штурманов и даже сопровождающего гонку персонала, не говоря уже о зрителях.
Нынешняя, 7-я по счету гонка в Западном полушарии стартует в Буэнос-Айресе и пройдет по территории трех стран: Аргентины, Чили и высокогорной Боливии, где участников будет преследовать еще и нехватка кислорода. Словом, добровольный ад, за попадание в который богатые готовы выложить миллионы, а бедные — тренироваться остальные 11 с половиной месяцев года, лишь бы просто проехать его и желательно финишировать. Да и вообще, «Дакару» даже больше подходит олимпийский принцип «Главное не победа, а участие», чем самим Олимпиадам!
Великий пилот команды «КамАЗ-Мастер», а ныне ее руководитель Владимир Чагин с обреченным смехом говорил, что он и коллеги не помнят, что это за праздник — Новый год. В самом деле, пролог гонки традиционно проходил утром в первый день года. Там речи быть не может не то что о бокале шампанского — вообще о праздничном столе. Несколько лет как оргкомитет, который представляет собой французская группа, пошел на нарушение традиции. Но тем не менее, отмечать праздник в кругу родных все равно не удастся. Российская гордость «КамАЗ», лидер зачета Т4 (грузовики) уже давно отправлена на место старта морем, а члены команды добираются по воздуху с пересадками. Был памятный случай, когда из-за ледяного дождя была остановлена работа московского аэропорта, и наши участники едва не опоздали на стартовую регистрацию. К счастью, все обошлось.
На предстоящем «Дакаре» камазовцы выступят сразу четырьмя боевыми машинами. Это экипажи Андрея Каргинова (стартовый номер 500), Эдуарда Николаева (502), Айрата Мардеева (507) и Дмитрия Сотникова (520). Первый из перечисленных пилотов — действующий чемпион «Дакара» в своей категории и пятый в истории СССР/России. Николаев выиграл самую большую статуэтку бедуина (первый приз гонки) в 2013-м. Что касается Сотникова, то его команда будет пилотировать так называемой быстрой техничкой. То есть, КамАЗ едет по этапам «Дакара» на правах участника, его время фиксируется точно так же, но эта машина тяжелее, поскольку везет много дополнительной ремонтной техники. В качестве помощи основным экипажам этот грузовик также может стать и машиной-донором, то есть поделиться своими деталями, если у кого-то случилась непредусмотренная поломка.
Всего же на «Дакаре» будут соревноваться 4 параллельных зачета и один абсолютный. Французы как родоначальники «Дакара» больше всего ценят борьбу внедорожников, затем — мотоциклов и квадроциклов, которые выделены в отдельную категорию сравнительно недавно. Соревновательная дистанция рейда — около 5000 км (спецучастки), но всего колеса каждого участника должны будут преодолеть более 9000 километров.
Владимир Чагин перед отъездом посетовал на недостаток соревновательной практики у его команды. Дело в том, что была отменена российская многодневка «Шелковый путь», и для этого пришлось выезжать на тренировки в Марокко. Тем не менее, участники готовы, техника плывет на корабле, и все должно пройти согласно плану.
Он также обратил внимание на то, что организаторы решили вновь повысить зрительский интерес ценой «комфорта» пилотов. Вернутся марафонские этапы, по ходу которых нельзя будет пользоваться помощью персонала для подготовки транспортного средства к спецучастку наутро. Все придется делать самим, а это отнимает время сна.
Но это придется принять как неизбежность. В 2012 году впервые за много лет из-за смены поколений суперкоманда из Татарстана не оказалась на подиуме гонки «Дакар», но уже через год титул удалось вернуть, а в 2014-м сине-белые грузовики заняли весь пьедестал на зависть конкурентам. За всю историю у России — пока 12 побед в самом крутом ралли-рейде. Получается, челнинцы отправились в погоню за чертовой дюжиной. Впрочем, марафон и без того окружает масса суеверий. И будем надеяться, наших отважных парней цифра 13 не испугает.
|