Допинг-пробы «Б» конькобежца Павла Кулижникова, шорт-трекистов Семена Елистратова и Екатерины Константиновой вчера были вскрыты. А накануне спортсмены прошли неожиданную процедуру опроса. Детектор лжи показал – не врут, ничего после первого января не принимали. Метод доказательства, прямо скажем, применен нестандартный, не всеми, наверное, понятый и принятый. Страна вступает в новые отношения с допингом - беспрецедентные.
Ядовитей на сегодня для российского спорта ничего нет. «Пойду в аптеку, куплю яду»... И аптекарь даст, потому что – да, купить можно. И кто-то уже даже купил для поддержания собственных сил в ежедневных тренировках. Тот, кому не надо сдавать допинг. А может, купил и тот, кому надо сдавать, но припас не для себя – для коллеги по команде. Конкуренция-то везде есть.
Заметьте, не я это предположила. Два дня назад глава Союза конькобежцев рассказал на пресс-конференции о том, что звезд мирового уровня Семена Елистратова и Павла Кулижникова подставили. Причем свои же, из сборной России.
«Да уж! - как говаривал Киса Воробьянинов. Представить, как это возможно, трудновато, конечно, но можно. Мы же «люди-человеки», бывает и такое.
Представить детектор лжи для членов сборной, медицинского персонала, тренеров – тоже можно. Детектор лжи ведь не врет? Наверное. Потому что уверенности ни в чем нет. Какой-то абсурд замкнутого круга. И диковато как-то. Это же сборная, не люди из чужого и загаженного подъезда. А тут – полиграф, пусть и на абсолютно добровольной основе, как не раз уточнил Алексей Кравцов.
Шок за шоком, шаг за шагом. К чему придем, знать бы наперед. Может быть, лучше и не шагать. Спустя часы после пресс-конференции, я так и не решила, как относиться к детектору лжи для спортсменов. Но, может, в столь резонансных и вопиющих случаях только такие методы и могут развернуть ситуацию, а мы слишком, как бы точнее сформулировать, эстеты? В отличие от «тех», других.
К тому же сегодня это вообще нормально: не зря ведь нынче, говорят, популярны бизнес-проверки на полиграфе партнеров по сделкам с повышенной степенью риска. На кону – репутация.
Спорт – это всегда повышенная степень риска. А репутация не выносит ни ветерка слухов, ни тем более открытых обвинений. Это мы все изумляемся, чем так провинился многолетний друг многих спортсменов мельдоний. Допинг он или витаминка для сердца, и какого черта оказался в запрещенном списке. А наши спортсмены полной ложкой хлебают проблему.
Репутация или есть или ее нет. Бывает, правда, иногда уходит, потом возвращается. В олимпийский Сочи тот же Кулижников, например, не ездил - помешала дисквалификация за употребление метилгексамина. Павел утверждал, что попал он в его организм вместе с энергетиком. И такое бывает. Юниорские успехи тот энергетик сжег. Кулижников вернулся, а его уникальная техника смогла убедить большинство: талантище, ничего более.
Конечно, не всех. Конечно, были особые блюстители допингово-нравственного порядка: норвежец Хваммен не сдержал возмущения в социальных сетях: «Что-то не так с системой, если бывший «допер» может вернуться через два года и наслаждаться спортом».
А Кулижников тем временем дважды побил мировой рекорд на «пятисотке», выиграл пять титулов чемпиона мира и стал обладателем Кубка мира. И – да, наслаждался спортом, а мы – им. Положительную пробу на мельдоний он сдал в дни триумфа России на домашнем чемпионате мира в Коломне – три победы, две на счету Павла, ставшего первым конькобежцем в истории, выигравшим на 500 и 1000 метров по ходу одного чемпионата мира.
Теперь ему грозит пожизненная дисквалификация. И слово «допер» от коллег по льду звучит снова.
Версия с «подсыпанием» своими родилась, наверное, не случайно. Всех подробностей мы не знаем, но один факт известен: на чемпионате мира первая допинг-проба Павла Кулижникова была чистой. А на следующий день – с мельдонием.
Детектор лжи главных действующих лиц на лжи не поймал. О моральных травмах говорить не приходится – травмирована вся страна. Как бы там ни было, началась уже какая-то новая глава допинговых историй. Криминальное чтиво.
К умирающей репутации Кулижникова сегодня подтягиваются другие, сбиваются в кучу. Во всех объявленных случаях есть милдронат, только обстоятельства (читай, время употребления) – разные. Жаль, от детектора нельзя получить ответы на все вопросы. Но, как все гениальное просто, так и все запутанное. Те же «тайные» свойства милдроната – например, за сколько все же выводится из организма, за часы или за месяцы, станут для всех когда-нибудь явными. В принципе и без детектора лжи все будет ясно. Вот только репутация всей спортивной России исхудала до состояния анорексички. Откармливать придется долго.
|