В нашей стране найдется немало тех, кто откровенно ждал старта 128-й сессии Международного олимпийского комитета в Куала-Лумпуре, на которой выбирали столицу XXIV зимних олимпийских игр. Бывшая столица казахской ССР Алма-Ата, которая ассоциируется со скоростным катком Медео, или Пекин, который 7 лет назад свои Игры (правда, летние), уже провел? Два единственных кандидата всю весну, согласно исследованиям авторитетного социологического агентства Around the rings («Вокруг колец»), шли ноздря в ноздрю. Но вскрытый президентом МОК Томасом Бахом конверт означал: все-таки Пекин.
Как и в случае с выборами летних Игр 2020 года, МОК тяготел к избранию чего-нибудь новенького: Стамбул на стыке Европы и Азии казался фаворитом, но Токио , гарантировавший создание объектов с нуля, да еще и в футуристическом одеянии, взял верх. Никакая Фукусима не испугала голосовавших.
Сейчас картина повторилась. Алма-Ата в понимании большинства членов МОК — бывшая республика СССР, и даже если Азия, то не совсем. Глава государства Нурсултан Назарбаев гарантировал, что к 2017 году объекты будут готовы на 80 процентов, а из прежних останется только культовый конькобежный овал Медео — фабрика великих рекордов прошлого. По замыслу, он должен был быть реконструирован, планировалось осовременить транспортную связь комплекса с самим городом. Идея провести ряд соревнований в столице страны Астане была отвергнута на заре заявки: МОК не приветствует слишком большие расстояния. Все проходило бы компактно, не хуже Сочи-2014. Пекин в этом плане обладал множеством минусов. Но опять-таки: развивающаяся экономика Поднебесной позволяла построить сверхскоростную железнодорожную магистраль между равнинным и горным кластерами.
После протокольных презентаций обоих кандидатов (это короткие, но емкие фильмы, в которых претенденты рассказывают о своих плюсах; очередность показа определяет жребий - «МК») президент МОК Бах дал свою оценку городам.
- Претендентов всего двое, и для нас это очень необычно. Мы выберем столицу Игр быстрее, чем привыкли, но в любом случае это будет необычный выбор...
Напомним, на подступах к финишной прямой добровольно «отвалились» несколько европейских городов, причем в основе своей против оказались граждане.
- Алма-Ата проведет первые Игры в этом регионе, - продолжал Бах до голосования. - А Пекин станет первым в истории городом, принимающим и зимние, и летние Олимпиады. Казахстан обещает ускорить экономические и социальные реформы, привести в порядок спорт в стране. Пекин, в свою очередь, собирается привить зимние виды региону, где обитает 300 миллионов человек, что для нас очень важно.
Также экс-звезда фехтования из ГДР вспомнил о наследии Медео и известных казахских спортсменах; в случае со столицей Китая Бах оценил, что город использует объекты, которые использовались на летних ОИ-2008 — такие, как восхитительное «Птичье гнездо» (стадион открытия и закрытия ОИ).
Коснулся он и финансовой темы: оценивая инфляцию и иные процессы, МОК установил нижний порог стоимости Игр в 880 млн долларов. При этом, кстати, Алма-Ата гарантировала больше: $1,85 млрд против $1,5 у конкурентов.
И вот, в решающий момент голосования, когда объявили, что оно уже закончено, и предложили дождаться подсчета голосов, произошло что-то непонятное. По всей видимости, подвела электроника. Была назначена «переигровка», причем доподлинно известно, что происходили повторные выборы уже на бумаге. Все происходило не как в случае с Сочи — медленно и нервно, а довольно стремительно.
МОК выбрал проверенный вариант. Пекин. Но после оглашения результатов стало ясно, что отрыв оказался совсем ничтожным: 44 голоса против 40. Поэтому хочется пожелать симпатичному заявочному комитету из Казахстана не опускать руки и вернуться к теме через 4 года. Тем более, что в наше время желающих провести Олимпиаду становится вес меньше и меньше.
Вот только одно смущает: Олимпийский комитет растоптал ногами собственную концепцию ротации континентов? Судите сами: 2018 — Корея; 2020 — Токио; 2022 — Пекин... Что-то Игры засиделись на азиатском континенте. Такого еще никогда не было.
|