Популярность горных лыж в России растёт – в том числе и потому что наконец-то появились результаты. Более того, даже звезда теперь у нас своя есть: Александр Хорошилов в Кубке мира в слаломе не раз поднимался на пьедестал почёта.
Фото — fgssr.ru
Успехи наших спортсменов в горнолыжном спорте происходят, как выясняется, во многом за счёт того, что тренируемся правильнее и используем абсолютно новые технологии. Об этом и многом другом мы поговорили с постоянным экспертом «МК» – членом президиума Федерации горнолыжного спорта России (ФГСР), знаменитым доктором, главой Центра физической реабилитации Лечебно-реабилитационного центра Владимиром Преображенским, недавно вернувшимся из США:
- Очень интересная вышла поездка. Мы с коллегами из нашего Центра физической реабилитации ездили по приглашению Ассоциации лыжных видов спорта США в самое сердце летней подготовки сборных – город Парк-Сити в штате Юта, который всегда боролся с Колорадо за приоритет в лыжном спорте. В Юте в 2002-м провели Олимпийские игры, в Колорадо в 2015 году – чемпионат мира по горным лыжам. Несколько лет назад рядом компаний и просто частными инвесторами штата Юта был построен Центр красоты и здоровья в Парк-Сити. Нет, не подумайте, это не спа, там нет косметологов, нет водных процедур! Я наблюдал только одну водную процедуру – заливание потом пола в тренажёрном зале. Этот Центр передан учредителями в дар Ассоциации лыжного спорта США, и сегодня второй этаж в нём занимает аппарат этой организации, а первый – спортсмены всех лыжных видов спорта: там и тренажёры, и зал акробатики с батутами, и хаф-пайп, и отделение реабилитации.
Раньше я никогда не видел этого знаменитого центра, которым американцы так гордятся. И что приятно, американцы приобрели туда российский горнолыжный симуляционный тренажёр, аналогов которому в мире нет, сделан он совершенно великолепно и с моей точки зрения, и, по-видимому, с американской. В основе лежит российский тренажёр c системой виртуальных трасс скоростного спуска, слалома, слалома-гиганта. Тренировки на нём не совсем виртуальные, всё воспроизводится в режиме 3D, спортсмен оказывается в ситуации настоящего реального скоростного спуска и должен его пройти с теми же перегрузками, нагрузками на те же группы мышц, запомнить его… Тоже можно сказать и про другие виды. Интерес в том, что трассы отсняты на настоящих трассах Кубка мира, чемпионатов мира и Олимпийских игр. Полностью копируется их рельеф с помощью GPS, все повороты и даже моделируются мелкие неровности. Причём эти трассы можно тренировать в различных снежных условиях, например, искусственного, подтаявшего и свежевыпавшего снега. А трассу слалома на виртуальном склоне может ставить сам тренер с различным радиусом поворота и расстоянием между ворот.
Было интересно посмотреть на реакцию американцев – речь ведь о звёздах горнолыжного спорта. Поэтому, когда ехали туда, была договоренность следующая: мы проводим ряд мастер-классов на тренажёре, показываем его возможности, возможности реабилитации на нём и вообще реабилитацию горнолыжников, возможности тренировок и тестирований физического состояния на симуляторе. Кстати, наше сотрудничество началось после того, как мы создали трассу скоростного спуска в Сочи, оцифровали её, а потом смогли перенести на горнолыжный тренажёр, на котором можно проехать по трассе сколько угодно раз, причём без риска упасть и что-нибудь себе сломать.
В реальных условиях у вас жёсткий лимит по количеству тренировок, не более 3-х раз перед соревнованиями и ещё с большим риском травмироваться. Такого тренажера в мире никто не предложил! И первая реакция в Парк-Сити была такая: «Русские? Не может быть! Обманываете!» И даже наш акцент не убеждал их!
Мы провели обучение и начали работать со спортсменами. Для меня все было страшно интересно, мы были допущены к тренировкам американских звезд, например, Микаэла Шиффрин (олимпийская чемпионка-2014 и 2-кратная чемпионка мира), которая через день проводила с нами тренировки. Мне было очень интересно посмотреть и сравнить ее с нашими ведущими спортсменками, как она будет выглядеть на нашем тренажере. Во-первых, ей действительно очень понравилось тренироваться на нём, об этом она сказала в своем интервью. Во-вторых, я еще раз поразился ее рациональной технике великолепной координации и, бесспорно, великолепным физическим кондициям.
Мы продемонстрировали приготовленный скоростной спуск, который мы отсняли в Южной Корее на олимпийской трасе, в который было вложено 4 месяца нашего труда, труда программистов и разработчиков симулятора. Когда мы его запустили на экране, американцы аплодировали нам. Скажем, Эндрю Вайнбрехт, призёр Сочи-2014, был в восторге, а я был в восторге от того, как он проезжал трассу. Я к нему относился спокойно, потому что, с моей точки зрения, он был достаточно ленивый спортсмен. А тут ездил без остановки и главное, делал это лучше всех!
Секрет успеха Микаэлы Шиффрин? Скорее всего, в том, что американка всё очень рационально делает. Она очень похожа в этом плане на Хорошилова. Саша часто бывает и проходит тесты в нашем Центре физической реабилитации. Так вот когда он выполняет разработанный нами тест на горнолыжном тренажере, он выполняет его очень рационально за счёт оптимальной чёткой закантовки лыж, отсутствия лишних движений. Тоже я наблюдал и у Микаэлы. Она походила на ту Шиффрин, которая идёт по трассе слалома.
Микаэла легко в своей манере, практически не допуская ошибок выполняла сложные координационные упражнения, которые были направлены выполнение разнонаправленных движений ногами и руками: она жонглировала мячами, ударяла ими о покрытие слева и справа от себя во время поворотов при прохождении слаломной трассы. Отличается она и по атлетичной фигуре от большинства американских спортсменок, которые выглядели толстоватыми: им, с моей точки зрения, надо согнать килограммов по 5 жира за счёт функциональных тренировок.
И ещё Шиффрин совершенно поразила, когда мы поставили её на одну лыжу. Она ездила на одной лыже так, как будто на двух, а научилась этому буквально за 10 минут!..
Мы провели лекции и мастер-классы по реабилитации для врачей-физиотерапевтов этого Центра. С тренером по физподготовке национальных команд мы провели занятия по тестированию, предложили свои тесты и протоколы тестирования, договорились о совместном использовании ряда тестов для определения их эффективности у ведущих горнолыжников мира. Американские спортсмены шли к нам тестироваться, так как поняли, насколько близки условия теста на тренажере и в реальных лыжах в горах. И было очень приятно, что лучший результат остался у нашего Саши Хорошилова. Это – один из показателей его высочайшего уровня.
Наблюдая за американскими спортсменами, я понял, что их система тренировок требует изменений и значительной коррекции. Очень много силовых тренировок в зале в ущерб функциональной подготовке. Сила мышц не является определяющей в горных лыжах. Мы уже сегодня видим, что наиболее важным
является скорость достижения максимального усилия при высокой координации и, конечно, выносливость, что позволяет много тренироваться.
Американцы нас обыгрывают не за счёт качества тренировок, а за счет массовости. Например, только в одной спортивной школе, с директором которой я общался, 1500 человек. А школ этих как минимум три десятка. В такой ситуации какой-нибудь талант всегда пробьётся. Главное, что доходы позволяют этим тысячам людей заниматься – но это тема совсем другого разговора.
|