Его очень любят мужские журналы. Потому что Тимофей Мозгов — крутой. В нём 216 см роста, он никогда не «растопыривает» пальцы и прост в общении, ездит на классных тачках, женат на красивой девушке и воспитывает сына, он проводит детский турнир на собственные деньги, да и просто он один из немногих российских баскетболистов, играющих в НБА. И уже за это его можно назвать крутым.
Центровой «Денвер Наггетс» и сборной России рассказал «МК», как ему живётся на чужбине.
- Тимофей, в последнее время из четвёрки российских игроков НБА (Алексей Швед, Андрей Кириленко, Сергей Карасёв - «МК») вы - самый результативный. Довольны ли вы своей нынешней формой, своей игрой?
- Тренер мне доверяет, так что грех жаловаться. С нашим новым наставником Брайном Шоу мы серьёзно поговорили летом, и этот разговор стал определяющим в решении, где мне продолжать карьеру. Коуч тогда сказал, что станет прививать команде новый стиль игры и большие парни – центровые, как я – начнут исполнять в нем более заметную роль, чем это было в прошлые годы. И что он рассчитывает на меня. Возможно, подтверждением его слов стал и обмен еще одного нашего «пятого номера» Косты Куфоса. Не знаю точно. Но, в общем, все сложилось так, что я решил продлить соглашение с колорадским клубом еще на три года. Хотя, признаюсь, до этого сезона у меня просто не было возможности проявить себя, и мысли посещали самые разные. Зато теперь тренер требует от меня вполне конкретной помощи команде на площадке. И я стараюсь его не подводить. В целом, вроде получается. Но, конечно, есть еще над чем работать.
- Знаете, я прочитала некоторые ваши последние интервью, из которых можно сделать вывод — червоточинка всё-таки есть. Вам хочется получать больше игрового времени, тем более, что в матче с легендарными «Лейкерс» вы набрали 23 очка и повторили свой рекорд результативности в НБА. А затем, оформив подряд третий и четвертый дабл-даблы в карьере и вовсе улучшили свой исторический показатель подборов за океаном – 20! После таких успехов наверняка хочется выходить в стартовой пятерке и играть по 30 минут?
- Хочется, конечно. Играть любому спортсмену хочется много. Например, последние два дабл-дабла как раз и случились, когда я проводил на площадке больше 30 минут. Я всегда говорил, что для меня крайне важно доверие тренера. Вот когда оно есть, так и получается. А стартовая пятерка – это как бы твой негласный статус в команде. Но сейчас я не вижу в этом большой проблемы. Пусть это будет моей целью на ближайшее будущее. Пока же главное – получать достаточное количество игровых минут и использовать их для максимальной помощи команде. Моя основная задача — сделать так, чтобы клуб побеждал. И для этого не всегда нужно набирать много очков. Например, в упомянутом вами матче с калифорнийцами у меня пошло, партнеры кормили меня хорошими передачами, а я забивал. Но можно ведь и просто хорошо делать всю черновую работу. Например, собирать отскоки или ставить защитнику спину, чтобы твоему партнеру оставалось только протянуть руку и забрать мяч, или свободно бросить по кольцу. Кроме того, если тренер хочет видеть в моем лице усиление командной игры со скамейки запасных, почему нет? Это ведь тоже должен кто-то делать. И эта роль также значима для общего успеха.
- Получается, вас всё пока устраивает? А чего тогда не хватает сейчас для полного счастья? Может быть, поездки в составе сборной России на ЧМ?
- Про сборную – это точно не сейчас спрашивайте, а ближе к весне. Пока у меня все мысли о клубном сезоне. Хотя национальная команда – это особенная часть в жизни всех российских ребят. И я очень-очень надеюсь, мне больше не придется принимать таких трудных решений, как то, что я взвалил на свои плечи летом (Перед чемпионатом Европы в Словении Тимофей принял решение отказаться от вызова в сборную России и пропустить Евробаскет из-за ряда причин - «МК»). Да и чемпионат мира, конечно же, пропускать бы не хотелось.
- Ладно, что мы всё о баскетболе, да о баскетболе. В целом жизнь как складывается?
- Семья – рядом, ребенок подрастает и все больше радует папу и маму новыми «фокусами». Недавно мы переехали в новый дом. Он больше и расположен в более удобном для семейной жизни месте – тихом, спокойном, много зелени и магазинов, но при этом близко к центру города. Команда побеждает, я ей помогаю в этом. Вроде все неплохо. Но, естественно, как я уже сказал, еще есть к чему стремиться и над чем работать. И это я делаю, не покладая рук. Командные-то выходные бывают крайне редко. Но и в эти дни я хоть ненадолго, но прихожу в зал.
- Вас от России в НБА четверо. Приключения российских баскетболистов в Америке случались? Вы вообще можете собраться вчетвером (ну или в усеченном составе), и по русской традиции «погулять»?
- Достаточно взглянуть на наш календарь, чтобы понять, что в таком ритме жизни точно не до гулянок. Тут с семьей-то просто пройтись по городу или магазинам удается крайне редко – тренировки, перелеты, игры почти через день... Да и расстояния между нашими клубами не позволяют поехать на денек к другу. Но когда наши команды играют между собой, мы шанса встретиться не упускаем. Обед или ужин с семьями – вещь почти закономерная. Хочется же пообщаться со своими русскими друзьями! Так что только в усеченном составе и получается. Кроме баскетбола, у нас очень много общих тем для разговора. Но все посиделки – в пределах разумного: покушали, поговорили и отдыхать. С таким графиком очень важно профессиональное отношение к делу. Больше 80 игр за 7 месяцев – это не шутки.
- А с американцами вы легко нашли общий язык? Или сказывается то, что у нас с ними разный менталитет?
- Некоторые вещи, скрывать не буду, я не понимаю. Например, зачем они кладут столько льда в стакан с газировкой? Или как у них хватает терпения ехать с одинаковой скоростью, обозначенной на знаке, занимая сразу все полосы движения. И ведь не обгонишь никак... Или, например, их понятие «друг» сильно отличается от привычного нам. Там это, скорее, приятель. У нас же друг – почти что брат. Но в целом все хорошо. Общий язык мы нашли быстро. Особенно, когда проблема языкового барьера существенно уменьшилась. В ее решении, кстати, не всегда могут помочь знания классического языка. Как и мы между собой в компаниях, там парни тоже общаются с использованием своих словечек и оборотов - слэнга, понять который не всегда просто. Зато все друг другу всегда улыбаются. Ясно, что это просто такая культура, менталитет, а не так уж прям до безумия они рады тебя видеть. Но все равно общее впечатление приятнее, чем когда на тебя косятся исподлобья суровым взглядом и грубят в ответ почти по любому поводу, потому что у него день не заладился с утра.
- Как-то в разговоре с «МК» жена Андрея Кириленко Маша говорила, что её не смущает отсутствие, грубо говоря, солёных огурцов и квашеной капусты в Штатах, потому что, живя и работая за океаном, они строят своё будущее. А вам или вашей жене Алле чего-то родного, русского, не хватает? Разумеется, я не только (и не столько) про еду спрашиваю.
- Конечно, не хватает общения с родными и друзьями. У нас есть приятели в Штатах – русские и американцы. Но тех, с кем ты вместе рос и дружил многие годы, играл, родных, они, понятно, заменить не могут. Отчасти проблему решает скайп, кто-то приезжает к нам в гости, но подобного времени вместе все-таки не достает. Да и некоторые русские блюда, конечно, тоже здесь на каждом углу не купишь. Но, если постараться, то все-таки можно. «Оливье» или «селедку под шубой», например, Алла и сама сделать может. А вот раздобыть черный хлебушек к ним - это да, сложновато.
- Сынишка уже пытается что-то говорить по-английски?
- Английскую речь он слышит постоянно и, понятно, что таким образом язык и выучит. Поэтому дома мы говорим только по-русски, чтобы Лёха знал родной язык. Относимся к этому очень серьезно, и вроде получается. Например, по-русски он уже общается. А вот когда кто-то заговаривает с ним по-английски, он делает такое лицо: мол, ничего не понимаю...
- Вы проводите детский турнир на собственные средства и призы и с собственной сувенирной продукцией. Что вас натолкнуло на эту идею?
- Все просто. Когда ты добиваешься в жизни успехов, понимаешь, что уже неправильно жить в этой ситуации только для себя. Хочется помогать. Я ведь сам был маленьким спортсменом и прекрасно помню, как нам не хватало подобных игр и праздников, как мы хотели прикоснуться к большому баскетболу. И как было здорово, когда кто-то из уже именитых игроков подписывал тебе листок бумаги, мяч, жал тебе руку или ты выступал на соревнованиях его имени. Время прошло, но и сейчас многие проблемы остались те же. Наш ТМ25 – очень амбициозный проект, которым мы занимаемся вместе с моей командой специалистов. Понятно, что один я ничего сделать не смогу. Сначала два года назад мы организовали Кубок в Санкт-Петербурге. Потом в конце августа этого года сумели провести там Суперкубок при поддержке НБА. Очень здорово, что дети сумели прикоснуться к Мекке мирового баскетбола. Уверен, это даст им стимул к дальнейшему развитию и будет памятью на всю жизнь. Ну и параллельно начали поддерживать первенство еще в одном родном для меня городе – Краснодаре. В планах – проводить семинары для тренеров и больше мастер-классов для игроков. Вообще, сделать ТМ25 спортивно-образовательным проектом.
- Вы же, наверняка, проводите и с американскими детишками мастер-классы, играете с ними в рамках подобных программ? Различия между российскими детьми и американскими менее заметны, чем между взрослыми?
- В НБА – это целое направление. И работа в нем поставлена, не хуже, чем в тренировочном и соревновательном процессе. Мероприятия проходят часто, может даже доходит и до раза в неделю-полторы. И ни одна «звезда» даже и не думает от них отлынивать. Все понимают и их социальную значимость, и что это серьезная популяризация баскетбола. В назначенное время тебя около дома ждет клубная машина, привозят в зал, где дети тебя уже встречают в форме, аплодисментами и радостными возгласами. Для них – «звезда» спорта, не менее значима, чем какой-нибудь актер или иной представитель шоу-бизнеса. Ты занимаешься с ними, играешь, потом фотографируешься и раздаешь автографы. Очередь тоже четко организована – никто не толкается, «по головам» не лезет. Даже если ты приехал уставшим, то горящие глаза детей, их обратная энергетика доставляет тебе массу положительных эмоций. Дети – они везде дети. И в России, и в Америке. Классные! Не испорченные еще жизнью. И потому с ними так здорово проводить время. Кстати, вопросы они все задают одинаковые (улыбается). И в Штатах, и дома.
- Про различия в отношении к баскетболу в США и в России уже столько заметок написано и столько слов сказано. И всё-таки... Вы испытывали шок, в хорошем смысле слова, когда попали в переполненные и громко кричащие американские баскет-холлы?
- Разумеется! Такое количество болельщиков русскому баскетболисту пока, к сожалению, может разве что только сниться. Ну и что-то отдаленно напоминающее возможно найти в воспоминаниях своих выступлений за сборную на крупных международных турнирах. Но и то, все равно это не однозначные сравнения. В Америке спортивная поддержка – это настоящая массовая культура. Вот, кстати, вам еще одно отличие в менталитетах – отношение к спорту и к спортивному зрелищу. Там люди готовы за него платить и в ответ испытывать от него настоящее удовольствие. В том числе и приходя на баскетбол семьями. Мой первый сезон в «Никс», когда я сделал свой первый в НБА дабл-дабл, а в ответ на это легендарный «Мэдисон сквер гарден» скандировал мою фамилию, я запомню на всю жизнь. Это нечто!
- Вы, кстати, благодаря своему турниру, привносите свою лепту в продвижение баскетбола в массы. Но вас одного мало, увы... Есть лично у вас какой-то рецепт популяризации любимого вида спорта?
- Собственный пример – лучший рецепт. Не зря ведь говорят: «Хочешь изменить мир, начни с себя». Но я не скажу, что я один. Андрей Кириленко уделяет много внимания социальным проектам. Антон Понкрашов, Евгений Воронов, Семен Антонов, Андрей Воронцевич – может, кого еще забыл – занимаются благотворительностью. Виталий Фридзон проводит турнир в своем родном Брянске, Егор Вяльцев – в Воронеже, Алексей Саврасенко – тоже в Краснодаре, Семен Антонов – дебютировал в Нижневартовске, откуда он родом... Иногда мы с парнями объединяемся, чтобы сделать что-то вместе. Так что не все так плохо! Моя команда, кстати, уже давно думает, как сделать что-то нам всем вместе и на постоянной основе. Но пока трудно свести воедино все нюансы. Будем надеяться.
- Думаю, многие помнят про вашу необычную свадьбу в спортивном костюме в Лас-Вегасе. На родине потом удалось её с размахом отпраздновать?
- На родине, к сожалению, не удалось. И Алла до сих пор мечтает о свадебном платье. Думали, где и как собрать всех родственников. А пока прикидывали варианты, поняли, что времени-то вовсе и нет. Подготовка к сборной, игры в сборной, различные социальные активности, индивидуальная работа с тренером, подготовка к клубному сезону... И так каждый год. В общем, летний отдых у спортсмена тоже не такой свободный и расслабленный, как может показаться. Но мы очень надеемся, что все-таки осуществим эту нашу давнюю задумку.
- Ваше красивое, привычное российскому уху, имя американцы как-то коверкают? Называют вас Тимом или от фамилии как-нибудь вроде Моззи? Не раздражает? Или, наоборот, нравится?
Тимо и Моззи. Им так проще выговаривать. Абсолютно не раздражает. Вполне нормально звучит. Тем более что очень похоже на наши «Тимоха» и «Мозг», к которым я уже давно привык.
ИНТЕРЕСНО
Традиционный турнир имени центрового «Денвер Наггетс» и сборной России Тимофея Мозгова – Суперкубок TM25 CUP прошел в августе этого года в СДЮШОР «Кировская». В турнире приняли участие 9 команд юношей 2003 года рождения из Санкт-Петербурга и ленинградской области, Подольска, Сыктывкара и Белгорода.
Все участники турнира получили набор памятных сувениров от Тимофея Мозгова и партнеров соревнований (спортивная экипировка, баскетбольные мячи, брендированная полиграфическая продукция с личной подписью знаменитого центрового), победители и призеры — Кубок, медали, грамоты; самый ценный игрок каждого этапа – игровую майку Тимофея Мозгова клуба NBA «Денвер Наггетс» с автографом. А в заключительный день соревнований был проведен мастер-класс, во время которого мальчишки узнали о сильнейшей баскетбольной лиге мира.
«В России много болельщиков, любящих баскетбол. И в их числе немало детей, которые надеются стать успешными игроками и мечтают оказаться в НБА, – говорит Тимофей. – Я благодарен ей за то, что ассоциация помогает нам оказать этим ребятам поддержку в начале их пути, а также побуждает к достижению своей мечты».
– Мы очень рады сотрудничать с одним из самых уважаемых игроков НБА в России, – сказал Бенжамин Морел, вице-президент NBA Europe. – Суперкубок Тимофея Мозгова дает нам шанс принять участие в турнире, который способствует развитию баскетбольных навыков у детей, укреплению их командного духа и, конечно, дарит всем участникам положительные эмоции и шанс прикоснуться к НБА уже в начале их спортивного пути».
|