Сегодня, 12 января, внедорожный ралли-рейд «Дакар» минует свой экватор. Из столицы Перу Лимы, где гонка стартовала непривычно поздно, караван уже практически пересек территорию Чили. Следующий пункт многодневки — Аргентина, которая вряд ли порадует пилотов и их коллег курортными условиями. Мы внимательно следим за выступлением четырех российских грузовиков из команды «КамАЗ-Мастер» и экипажем Леонида Новицкого в классе легковых автомобилей.
Но сначала о самом приятном. «Дакар» вот уже несколько лет не ассоциируется с Африканским континентом, поскольку по причинам безопасности перекочевал в Латинскую Америку. Но уже состоялся финиш альтернативной гонки Africa Race 2013, где молодые камазовцы Антон Шибалов, Дмитрий Сотников и Евгений Яковлев (штурман) выиграли первый приз в зачете грузовиков и второе место в «абсолюте». Об уровне альтернативного «Дакара» говорит имя главного победителя: им стал легендарнейший француз Жан-Луи Шлессер, который неизменно выступает на технике собственной конструкции. Финальный этап прошел на Розовом озере в Сенегале, где традиционно завершался «Дакар». Такой вот топонимический парадокс: коллизии нынешнего «Дакара» происходят по другую сторону Атлантики…
Накануне отъезда корреспонденту «МК» удалось пообщаться с нынешним главой команды, легендарным пилотом Владимиром Чагиным. Уж кому не позавидуешь: отец-основатель «КамАЗ-Мастер» Семен Якубов остался дома, и на плечи семикратного чемпиона гонки впервые взвалилась вся дакаровская ноша. И как издевательство судьбы: раньше наш самый знаменитый гонщик был лишен Нового года (1 января всегда давался старт пролога), теперь же начало перенесли на 5 января — ровно на день рождения Владимира!
— Самостоятельно пройдем гонку, чтобы не огорчить Якубова, — сказал тогда Чагин. — Весь год работали над надежностью, отказались от услуг недобросовестных поставщиков комплектующих. Что касается ралли, то нынешний «Дакар» проложен наоборот. Очень сложное начало гонки. Ну а наша цель — победа.
— Что нужно для ее достижения?
— Главное — не повторять как мантру: «я всех порву». Но внутри себя — быть уверенным и смелым. И, знаете, если ехать «как все», то и результат будет как у всех. Должно быть что-то новое, передовое. По части разделения труда 50 процентов отдано машине, но и 50, которые делают пилот, штурман и механик, — огромный, почти контрольный пакет успеха.
Устроители «Дакара» постарались создать интригу с первых метров дистанции. Например, на прологе время каждого участника умножалось на коэффициент 5 — таким становился стартовый гандикап. Между тем отрыв лидеров за прошедшую неделю абсолютно не шокирует. Два дня назад первую победу на этапе впервые одержал экипаж Айрата Мардеева; теперь за лидером, голландцем Жераром де Роем (IVECO), финишировал «КамАЗ» под управлением Андрея Каргинова. СУ составил 454 километра, в ходе преодоления которых дюны сменились камнями. Экипаж Эдуарда Николаева проигрывает лидеру 18 с половиной минут, трио Айрата Мардеева — полчаса, а Каргинов со товарищи — 1 час 22 минуты. Леонид Новицкий на Mini уступает 16 минут катарцу Нассеру Аль-Аттия — между прочим, бронзовому призеру лондонской Олимпиады-2012 в стрелковом ските.
Накануне из 75 грузовиков, стартовавших в Лиме, «в живых» осталось 68 — хорошая статистика по ходу экстремального соревнования. Почти два часа вынужденной остановки провел один из наших конкурентов — чех Алеш Лопрайс, за 15 километров до финиша подвела электрика. Между тем есть по-настоящему трагические новости. Кровавый список жертв «Дакара» открылся накануне в столкновении автомобиля технической поддержки и двух «такси» — автомобилей, катающих обеспеченных пассажиров по трассе гонки. Второй такой автомобиль пытался уклониться от столкновения, но в результате маневра перевернулся. Старая история: как правило, 70 процентов смертей на легендарном ралли-рейде постигают не его прямых участников.
А пока ждем преодоления 220-километрового спецучастка между Каламой и Сальтой. Участники пересекут государственную границу, а вместе с ней уверятся в том, что половину подвига они уже совершили.
|