Восемь из девяти золотых медалей чемпионата мира по художественной гимнастике в Штутгарте выиграли россиянки. Героиней турнира стала Яна Кудрявцева, ставшая пятикратной победительницей соревнований, несмотря на травму. Но, как и всегда, звучит любимая фраза Ирины Винер-Усмановой: завтра всем и все надо будет начинать сначала. А что-то прославленная тренер явно (и неожиданно для многих) даже собирается начать почти с нуля – в художественную гимнастику вслед за синхронным плаванием, летом взбудоражившим болельщиков на чемпионате мира в Казани, пробираются мужчины.
До Олимпийских игр в Бразилии остался год, и если на мировом помосте наши художницы показали грацию, мощь и силу, не дав никому из специалистов даже малейшей возможности усомниться в российском преимуществе, то внутри сборной начинается этап финальной и жесткой борьбы. Год подготовки таит в себе многое.
В Штутгарте в личных видах выступили три россиянки. Александра Солдатова – самая молодая по соревновательному опыту гимнастка, как считают тренеры, показала максимум того, на что была готова. Саша выступала в трех видах индивидуальной программы: стала второй в упражнениях с обручем и булавами. Маргарита Мамун завоевала два золота – в командном зачете и упражнении с обручем, три серебра – в личном многоборье, в упражнениях с мячом и лентой. Еще и получила специальный приз «Грация», который вручают самой элегантной гимнастке.
Личное многоборье, титульный вид любого соревнования, в Штутгарте проходил по самой напряженной схеме. Яна Кудрявцева перед чемпионатом получила травму, даже ставился вопрос о благоразумности ее приезда в Германию. Казалось бы, по всем законам спорта все шансы на лидерство переходят к подружке-сопернице Маргарите Мамун.
И перед последним видом в личном многоборье лидировала именно Рита, опережая Яну Кудрявцеву на две десятые балла. Но коварная лента переставила спортсменок на ступеньках пьедестала – Мамун допустила ошибку, а Яна в упражнении с мячом заработала высочайшие 19,116 балла.
Кудрявцевой еще только исполнится в последний день сентября восемнадцать лет, а она уже выиграла титул абсолютной чемпионки мира третий чемпионат мира подряд и стала уже тринадцатикратной чемпионкой мира! Титула олимпийской чемпионки не хватает, но быть его пока и не может, назовем ситуацию примитивно – «по малолетству».
Было чем похвастаться в Штутгарте и российским «групповичкам». Многоборье в групповых упражнениях на чемпионатах мира наши девушки не выигрывали уже шесть лет. Год назад на чемпионате мира в многоборье россиянки вообще остались без наград. Штутгарт заставил смотреть в сторону Рио-де-Жанейро с уверенностью.
Мужчины: обруч, лента или что?
А в будущее заглянуть, конечно, любопытно. О мужчинах в художественной гимнастике разговоры возникают уже не первый раз. Президент международной федерации гимнастики Бруно Гранди выступает за сохранение традиций в художественной гимнастике. Говорит, что художественная гимнастика – это вовсе не акробатические упражнения под музыку, подразумевая, что у мужчин все будет выглядеть именно так. Говорит Гранди и о том, что мужское направление пока выбирает слишком мало стран.
Но Гранди завершает свое длительное президентство в октябре 2016 года – после Олимпийских игр. Поэтому ключевое слов в его рассуждениях – «пока». Пока решение не принято и пока он президент.
А у нас есть свои векторы, определяющие движение вперед. И раз уж Ирина Винер-Усманова заговорила о том, что мужская художественная гимнастика с нового олимпийского сезона займет свое достойное место в спорте, значит, так тому и быть. Нравится это кому-то или нет. Логика движения проста: чтобы остаться в олимпийской программе, нужно идти вперед и удивлять. Все время.
Кстати, о «нравится или не нравится». Самое главное – понять, что мужчины не должны повторять путь девушек «от и до», у них свой путь. Мы ведь слабо себе, например, представляли, что такое синхронное плавание в исполнении мужчин. А если и пытались представить, то чаще ругались заочно, чем приветствовали и не позволяли себе делать выводы до события. Но увидели, как выглядят в паре Дарина Валитова и Александр Мальцев, и поняли: все профессиональное не просто имеет право на существование, но и впечатляет.
Кстати, тот же Александр Мальцев говорит, что нужно просто правильно расставлять акценты даже в представлениях: и не надо считать, что приход мужчин в художественную гимнастику – это беготня с ленточкой, могут быть даже и другие предметы.
А между тем в художественную гимнастику мужчины пришли давно. И в Японии, утверждают специалисты, есть гимнасты, которые великолепно овладели предметами и индивидуально и в групповых упражнениях. Устраивают парные соревнования и в Италии. Будущее наступает.
|