Не так много российских команд в игровых видах спорта выступят на Олимпийских играх в Лондоне. И мы вправе были надеяться, что уж нашим волейболисткам, собравшим едва ли не весь звездный на сегодня состав, удастся пройти европейский отбор. Но единственная путевка досталась, увы, не нам. Победила Турция, которой россиянки проиграли в полуфинале.
Впрочем, удивительным это показалось в большей степени людям, мало посвященным в волейбольное хозяйство. Хотя турецкая сборная действительно здорово прибавила и минувшей осенью обыграла сборную России в четвертьфинале чемпионата Европы, лишив возможности побороться за медали и выступить на Кубке мира. Иными словами, турчанки — команда добротная, правда, никогда прежде на Олимпийских играх не выступавшая. Но в Анкаре, где проходил турнир восьми сборных, играли сборные посильнее турецкой, да и в мировом рейтинге стоящие повыше. Но местные организаторы классификационного олимпийского турнира сыграли блестящую партию, почище любой шахматной, с хорошо продуманным гамбитом (то бишь дебютом) и отменно проведенным эндшпилем (или финалом).
Кстати, вы никогда не задумывались об этимологии слов «гамбит» и «эндшпиль»? Первое происходит от итальянского dare il gambetto, что означает — вот уж не ожидал! — «подставить ножку». Со вторым проще — от немецкого endspiel — всего-навсего «конец игры».
Так вот, начало партии (еще не волейбольной) было просчитано заранее. Понятно, раз местная федерация взяла на себя расходы по организации отбора, то она и устроила жеребьевку так, чтобы в группу к хозяевам попали команды послабее. Ничего удивительного: кто платит, тот и... И вопреки общепринятой в волейболе системе «змейки» при распределении команд по группам турки придумали собственную даже не «змейку» — «удавку», и в одной группе собрали сборные Сербии (6-е место в мировой табели о рангах), России (7), Польши (14) и Голландии (20), а в другой — Германии (8), Турции (11), Хорватии (32) и Болгарии (43). Как говорится, почувствуйте разницу. Да еще и календарь составили под свою команду, устроив ей выходной после трех матчей группового этапа, а две сильнейшие сборные — нашу и сербскую — оставили без дня отдыха вообще. То есть на полуфинал турчанки вышли свеженькими, а для российской команды это был четвертый матч кряду, причем предыдущие игрались с соперницами посильнее, чем противостояли хозяйкам (см. места в рейтинге). Вот уж подножка (или гамбит) что надо.
Не в оправдание поражения россиянок это рассказываю. Просто лишний раз хочу обратить внимание нашего спортивного руководства на важность организации в России подобных классификационных турниров, дабы не сталкиваться с подобной несправедливостью. Тогда и представительство сборных и клубных команд в различных соревнованиях будет значительнее, а возможность завоевать награды выше.
В решающем матче турчанки играли с польской сборной, которой наши девушки тоже проиграли в первый день (потому, собственно, и попали в полуфинале на хозяек, а не на команду Германии). И не выдержали хрупкие пани не прекращающееся ни на секунду барабанно-трубно-песенное давление восьмитысячного зала: наошибались на подаче столько, сколько за все предыдущие четыре матча. В этом и заключался четко просчитанный «конец игры».
А российская команда уже 12 мая отправляется в Токио, где предстоит последняя возможность добыть билет в британскую столицу. Соперников там побольше — семь, но почти все чуть слабее: четыре азиатские команды — Япония, Таиланд, Корея и Тайвань — плюс Сербия, Пуэрто-Рико и Кения. А путевок четыре, но одна из них предназначена для азиатов. И не было бы сомнений, что одна из трех оставшихся будет нашей, если бы в Японию полетел тот же состав. Увы, ряд ведущих игроков может остаться дома. Чем это чревато, сами понимаете.
|