Переход чемпионата России по футболу на систему «осень — весна» порождал и продолжает порождать массу негативных откликов. Когда дело доходит до ноябрьских и мартовских туров в мороз на болотах вместо полей, когда приходится ждать три месяца между двумя турами, — это действительно провоцирует раздражение. Но все-таки есть и приятные моменты. И старт нынешнего чемпионата смело можно отнести к таким.
Хорошие поля — залог качественного футбола, а значит, и зрительского интереса. Лето выдалось не дождливое, так что нареканий к газонам практически не возникает. Разве что град в Томске перед матчем 4-го тура стал неприятным форс-мажором. А вот поле столичного «Локомотива», несмотря на нарекания в прошлом, проверку августовским ливнем прошло успешно.
Средняя результативность после четырех стартовых туров — 2,69 мяча за игру. Столько никогда не забивалось в начале чемпионата при прежней системе, поскольку в марте голов в силу как минимум климатических особенностей меньше — на морозе удовольствия от футбола получаешь немного. Вот болельщики и «голосуют ногами».
Раньше летние месяцы традиционно были не самыми посещаемыми, особенно в больших городах. Футбольный голод удовлетворен еще весной, до решающих туров далеко, и погода манит не на стадион, а на дачу или в отпуск. Сейчас эта тенденция уходит в прошлое. Да, в Москве аншлаг летом с трудом соберет и самое посещаемое дерби «Спартак» — ЦСКА, но в других городах люди все охотнее предпочитают поход на стадион другим формам летнего досуга.
Обожают футбол в Краснодаре, который переписывает рекорды средней посещаемости домашних матчей «Кубани», в Санкт-Петербурге город едет посмотреть на «Зенит». В этом сезоне премьер-лига потеряла Владикавказ, где в лучшие времена на стадион было тяжело найти свободный билет, но приобрела Екатеринбург. «Урал» долго шел к выходу в элиту российского футбола, и болельщики дождались: на матчи со «Спартаком» и ЦСКА здесь собралось по 25–26 тысяч.
Средняя посещаемость премьер-лиги после 4 туров — 14 666 зрителей, что для разгара сезона отпусков очень много. Понемногу любители футбола привыкают к новому времени старта чемпионата. Клубы только в плюсе — растут продажи как билетов, так и абонементов. Не удалось, правда, избежать спада популярности телетрансляций. Лето не зря называют иногда «мертвым телесезоном» — пока размер аудитории недотягивает даже до прошлогодних 3,8 миллиона телезрителей, которые в среднем смотрели центральные матчи тура на федеральном канале. Но когда люди приедут из отпусков, цифры должны вернуться на уровень прошлого сезона.
Пик активности телеболельщиков придется на осень и весну: когда начнется пора дождей и холодов, все больше людей будет предпочитать просмотр матчей по телевизору или через Интернет.
Сейчас же мы получили яркое и завлекательное начало, когда премьер-лигу хочется не ругать, а смотреть. Причем вживую, на стадионе, наслаждаясь зеленым газоном, высоким качеством и результативностью...
|