Социальные сети — одна из самых эффективных площадок для маркетинга, которую уже давно освоили европейские футбольные топ-клубы. Facebook, Twitter, Google+ и другие проекты — отличная возможность заполучить огромную аудиторию и вовлекать ее в жизнь команды.
Стратегии могут быть самыми разными. Чемпион Англии «Манчестер Сити» — один из самых передовых клубов по части использования интернет-пространства для продвижения своего бренда. «Горожане» проводят в Facebook специальные конкурсы для болельщиков, выкладывают в Twitter оперативные фотографии и новости с тренировок — в общем, стараются обеспечить в каждой из социальных сетей некий эксклюзив, привлекающий болельщиков. Кто-то идет более простым путем, размещая базовую информацию о билетах, акциях, интервью, анонсы матчей, активно используя ссылки на официальный сайт и другие ресурсы.
Количество подписчиков самых популярных команд в социальных сетях измеряется уже десятками миллионов людей со всего света. И клубы вовсю практикуют перевод страниц на другие языки, как в свое время было с официальными сайтами. Темпы прироста аудитории представительств клубов остаются высокими, в первую очередь за счет стран, где Интернет пока не имеет охвата, близкого к 100 процентам.
В России массовый выход клубов в социальные сети начался чуть больше года назад. Активнее всего они осваивают Twitter, что неудивительно — по части простоты создания своего представительства равных ему нет: не нужно вообще ничего, кроме желания. Футболисты, к слову, тоже предпочитают именно формат микроблогов. У новичка премьер-лиги «Мордовии» число подписчиков пока исчисляется сотнями, зато у «Спартака» их уже больше 150 тысяч. За ним по популярности следуют «Зенит» и ЦСКА.
Наибольшая аудитория у российских клубов в Facebook — здесь «Зенит» и «Спартак» приближаются к отметке в 1 миллион подписчиков, правда, на двоих. При этом от других клубов их отделяет настоящая пропасть — ЦСКА только приближается к 100 тысячам, а для остальных пока предел мечтаний — несколько десятков тысяч.
Причин сразу несколько. Во-первых, это реальное отражение популярности российских команд. Кто может похвастать многомиллионной армией поклонников на территории всей страны — у того и база в социальных сетях лучше. Во-вторых, многое зависит от региона, в котором базируется команда. Интернет и социальные сети получили широкое распространение пока далеко не везде, поэтому в Москве, Петербурге или Казани потенциальная аудитория местных клубов обширнее. Ну и третий фактор — собственно наполнение страниц. Пока лишь некоторые клубы, в первую очередь «Зенит» и «Спартак», уделяют много внимания созданию эксклюзивного продукта для социальных сетей: фотографий, конференций с игроками, комментариев и интервью, конкурсов и акций. Естественно, такая активность порождает и интерес. Команды же, занимающиеся исключительно размещением ссылок на свой официальный сайт, дополнительного притока аудитории не получат.
При этом именно региональные клубы имеют перспективы быстро набрать солидную базу подписчиков при должном внимании к теме: о них не так много пишется и говорится, поэтому болельщики испытывают определенный дефицит информации. Вкупе с ростом числа пользователей Интернета и социальных сетей в России в целом это благодатная почва.
А вот наши гранды большую часть потенциально заинтересованных уже охватили и по числу подписчиков уже могут сравниться не с топ-командами, но с крепкими середняками из ведущих европейских чемпионатов. Чтобы начать приближаться по популярности к «Реалу» с «Барселоной», нужно проводить активную маркетинговую работу не только внутри страны, но и за ее пределами.
|