«Нас пугали, что если мы не примем условия международного сообщества, то станем северной Кубой. Но если бы мы на них согласились, то стали бы северным Гаити», — так ярко президент Исландии Оулавюр Рагнар Гримссон, у которого, собственно, только на днях закончился пятый (!) 4-летний срок (новым главой государства избран Гудни Йоханнессон), в своё время объяснил отказ страны платить за долги частных банков.
К чему я вспомнил мощное давление, которое пришлось несколько лет назад выдержать маленькому северному острову неподалёку от Гренландии?
Просто та политическая победа, виктория в Тресковых войнах с Великобританий и великолепное выступление сборной Исландии на футбольном чемпионате Европы-2016 (викинги, впервые играющие на столь крупном турнире, не только вышли из группы, но и сумели пройти в четвертьфинал, обыграв родоначальников игры-англичан) — во многом звенья одной цепи. Главы истории о национальном характере.
Исландцы не умеют и не хотят сдаваться — давит ли на них пресловутое «международное сообщество», за которым стоят миллиарды мирового капитала, или атака из знаменитых футболистов, каждый из которых стоит на трансферном рынке по 40-50 миллионов евро.
При этом я совершенно не хотел бы, чтобы потрясающий воображение результат «золушек» (который для меня сюрпризом не стал — почитайте в «МК» и на сайте mk.ru тексты, в которых с самого начала Евро-2016 описывал «исландскую сказку») послужил бы поводом для самобичевания в стиле «эх, почему же у нас не так» либо напротив для маниловских мечтаний в духе «ах, давайте точно так же сделаем». Пример островитян — совершенно уникален.
И наоборот — очень хотел бы заметить, что «не Исландия» — не только Россия, но и большинство стран-участниц чемпионата Европы: от Англии до Турции.
Дело не только в футболе. Давайте смотреть шире.
фото: AP
Первая причина — население. В Исландии проживает, по последним данным, от 325 до 332 тысяч жителей. Гораздо меньше не только, чем в любом из государств, делегировавших команды на Евро-2016, но и в большинстве российских областных центров. Брянск и Владимир, Кемерово и Курск, Тверь и Тула — любой из них по численности населения превосходят «ледяной остров». Исландская же столица — Рейкъявик — уступает даже подмосковным Люберцам и Подольску. Или, если приводить более актуальные в футбольном мире примеры, Армавиру.
Само собой, когда людской ресурс ограничен, к каждому таланту относишься бережнее, что мы и видим на примере Исландии.
Вторая причина — история. Почему ещё они чувствуют себя одной семьёй? Потому что почти все исландцы — родственники между собой. Исландская история (если не считать путешественников-одиночек) ведёт начало от тех семей, что бежали от объединявшего Норвегию под своим началом короля Харальда I (ну это если бы у нас, скажем, люди, которых не устроила бы политика Ивана III или Петра I, основали своё государство — и оно просуществовало бы до сих пор).
Во-первых, викинги и их потомки привыкли сражаться за своё право жить так, как хотят. Во-вторых, играет тут каждый не только за себя и за команду, а за страну. И это — не дежурные пафосные слова, а факт.
А как они бились недавно с так называемым «международным сообществом», которое пыталось заставить исландцев платить по долгам частных банков? И сумели ведь отстоять возможность не выплачивать каждый месяц по 100 евро (это касалось бы каждого гражданина!) в течение 15 лет...
Более того, даже заставили собственных правителей дать им право написать новую конституцию, начинающуюся следующими словами: «Мы, люди Исландии, желаем создать справедливое общество, где каждый из нас будет иметь равное место за общим столом».
Третья причина — программа развития футбола. По большому счёту всё сказанное выше не имело бы особого отношения к спорту, если бы в своё время островные власти не озаботились бы тем, что население употребляет как-то чрезмерно много алкоголя (знакомо же, не правда ли?). И не приняли бы специальные программы, благодаря которым по всей стране появилось множество не только гандбольных залов (исландская мужская сборная — серебряный призёр Олимпийских игр-2008), но и футбольных полей. Не только естественных, но и искусственных. Не только для взрослых, но и для детей, которые могут играть бесплатно.
И вот тут-то мы в России как раз вполне могли бы принять такую же программу. Если бы, конечно, были Исландией.
...И всё же в эти дни хочется почувствовать себя немного исландцем. Поэтому и подпишусь согласно их традициям (в Исландии есть только отчества, фамилии же для тех, кто не успел их получить до начала ХХ века, запрещены законодательно) — Алексей СЕРГЕЕВИЧ
|