1 мая 1994 года случилось великое несчастье, перевернувшее всю индустрию самых популярных в Европе автомобильных гонок с ног на голову. На трассе в Имоле в самом дебюте Гран-при Сан-Марино разбился насмерть единственный заявленный на старте чемпионата мира в классе «Формулы-1» пилот. Это был бразилец Айртон Сенна да Силва, трехкратный победитель этого чемпионата, кумир миллионов, звезда Бразилии, опережавший в своей популярности даже соотечественников - будущих чемпионов мира по футболу. 20 лет назад автор «МК», простой школьник, не скрываясь, плакал у телевизора советского производства «Рубин», узнав эту новость. А гонка шла. Ее выиграл молодой Михаэль Шумахер, которого не за что осуждать.
Если бы Айртон был жив сегодня, он бы от души хохотал над свиноподобными (благодаря нестандартным профилям носовых обтекателей) болидами, которые гоняют в нынешнем чемпионате мира. Я не представляю его в индустрии «Ф-1» сегодня. В комментаторской кабине – сомнительное продолжение карьеры. В качестве топ-менеджера какой-то из команд? Ну совсем несовместимый с образом Сенны вариант. Гонщиком, конечно, он уже быть не мог в 50 лет.
20 лет назад Международная автомобильная федерация и «Формула-1» стали, не по доброй воле конечно, серийными убийцами. В течение весны 1994 года коллизии коснулись пяти пилотов как минимум.
Первый тревожный звонок – авария на тестах Жана Алези.
29 апреля в квалификации чуть не погиб бразилец Рубенс Баррикелло.
30 апреля врачи констатировали смерть новобранца Больших призов Роланда Ратценбергера, австрийца из дебютировавшей команды Simtek-Ford. Он хотел улучшить свое время и подняться по стартовой сетке наверх, но разбил свой болид.
1 мая случилось самое резонансное событие с фатальным исходом. Поворот «Тамбурелло», в который Айртон Сенна, лидировавший уверенно, вошел на максимальной скорости, закончился ударом по касательной в отбойник. Гонщик еще был жив, но это была трагедия в прямом эфире, за которой наблюдали миллионы зрителей...
Через 2 недели в квалификации к Гран-при Монако едва не погиб немец Карл Вендлингер, друг Михаэля Шумахера еще по юношеским сериям. Беда произошла в том самом культовом тоннеле, где 364 дня в году ездят обычные автомобили. «Ф-1» в панике. Карл больше 3 недель находится в состоянии комы.
А ведь предупреждали заранее, причем очень опытные действующие лица «Формулы». Из их числа – Кен Тиррелл, знаменитый владелец команды, носившей тогда его имя; лучший инженер той эпохи из Benetton Джон Барнард; менеджер Ferrari, и нынешний глава ФИА Жан Тодт. Но Фрэнк Уильямс молчал. Еще бы: он получил к себе в команду суперзвезду, легенду, которой всего 30 лет, с которой можно выиграть еще массу титулов. Это потом Фрэнка затаскают по судам. А пока сезон не начался, специалисты били в набат: не делайте этого! Хозяева гонок в целях уровнять шансы команд, а следовательно, добавить зрелищности, запретили активную подвеску,
«трэкшн-контрол» и другие инновации. Мощность же двигателя ограничили верхним порогом во все те же 3,5 литра. Болид становился неуправляемой пулей.
Почему Айртон оказался в Williams-Renault? Предыдущей осенью триумфально завершил чемпионат мира француз Ален Прост, его главный соперник по «Формуле-1» и по жизни вообще. У 4-кратного был контракт с Williams еще на один сезон, но он его расторг. То ли это было связано с усталостью пилота, то ли он не стал рисковать, зная о грядущих проблемах. Сенна занял его место в ряду сине-желтых. Зимой начались разговоры о контактах с Простом команды McLaren, но она соединилась в тот сезон с мотористом Peugeot, чьи двигатели уже изначально смотрелись сырыми. Прост положил слухам конец.
Когда в последний день апреля случилась первая за 12 лет смерть в этом классе гонок (после трагедии с Желем Вильнёвом), Прост сказал в интервью: «Передайте привет Айртону, мне не хватает его...» Это было как будто предчувствие. Точно так же Айртон Сенна не хотел выходить на старт 1 мая. Гонщик был серьезно обеспокоен событиями, это видно из его последних комментариев, но, как это часто бывает, пилот опасался обвинений в трусости. Не выйти на старт в автоспорте можно только из принципа, как на Гран-при США в середине 2000-х из-за скандала с покрышками.
Гонка была возобновлена, Сенна на вертолете был отправлен в госпиталь Болоньи. Узнав о смерти мозга Айртона, семья приняла решение отключить его от аппаратов жизнеобеспечения. Так что, когда Михаэль Шумахер пересек финишную прямую Гран-при Сан-Марино, бразильского волшебника уже не было в живых. Михаэлю всю жизнь доставалось за эту гонку и эту победу. Руководство Большого цирка все критические стрелы отвело от себя очень грамотно. Сенна заплатил очень большую цену за то, чтобы сегодня риск погибнуть на трассе в автогонках «Ф-1» был сведен к минимуму. Но бразильца помнят. Его имя – в названиях поворотов, в документальных фильмах. Он был уникальным человеком, а таких никогда не забывают.
|